Гость сайта

26 августа 2020
Права потребителей образовательных услуг

Приближается 1 сентября! Ни для кого не секрет, что образование – это важнейший аспект жизни любого человека, залог его правильного развития, профессионализма и успешности в будущем. К сожалению, студенты и абитуриенты зачастую – это одни из самых беззащитных участников гражданских правоотношений. Ведь в случае обучения студента в учебном заведении, правило «потребитель всегда прав» как таковое часто отсутствует. Более того, на практике получается, что прав всегда исполнитель, ведь именно он определяет подход к методам обучения, программе и оценке знаний. Специфика отношений в сфере образовательных услуг предполагает, что оценить качество предоставляемой услуги сразу практически невозможно. Понимать, чему действительно его научили или не научили, студент начинает уже после окончания учебного заведения, при осуществлении трудовой деятельности. К этому времени договор оказания услуг с образовательным учреждением уже прекратил свое действие, права и обязанности фактически прекращены.

Как отстоять свои права, куда обратиться за юридической помощью? Обо всех этих нюансах нам расскажет Родионов Василий Иванович – председатель Липецкого областного объединение потребителей «Защита».

  1. Какие права у получателей образовательных услуг?

Основные права закреплены в Конституции. Это право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право на получение бесплатного высшего образования (статья 43).

Права содержатся так же в Гражданском кодексе РФ; Законе РФ «О защите прав потребителей»; Федеральном законе (далее – ФЗ) №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, Приказах Министерства образования РФ.

Особо выделим право запросить и получить от учебного заведения информацию обо всём, связанном с учебным процессом (бытовые условия, программы образования, стоимость и прочее) (ст. 8-10 ФЗ О защите прав потребителей»).

Советуем: прежде всего, прислушивайтесь к советам и отзывам людей об образовательном учреждении. Красивая информация, предоставленная учебным заведением, бывает обманчива.

  1. Какие требования могут быть предъявлены к образовательному учреждению или частному лицу, которое не выполняет обязательства надлежащим образом?

Можно предъявить:

а) Требования связанные с исполнением обязательств и (или) ответственностью за их неисполнение. Они указаны в договоре между вами и учреждением (в основном в разделах «обязанности» и «ответственность»), а так же требования, установленные в законах РФ (например: статьи об обязательствах и ответственности за их неисполнение из Гражданского кодекса).

Совет: если вы заметили вопиющие нарушения условий договора, нужно проконсультироваться с юристом, так как каждый случай нарушения обязательств индивидуален.

Повторимся: прежде чем куда-то поступать, посоветуйтесь с теми, кто уже обучился или учится по тому же направлению.

  1. Что делать, если ЕГЭ проведено с нарушениями порядка и неверные результаты?

Если нарушен порядок – нужно подать апелляцию члену государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Это нужно сделать в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету, не покидая пункта проведения экзамена (сокращенно – ППЭ)[1]

Если неверные результаты – нужно подать апелляцию в течение 2-х рабочих дней, следующих за днем официального опубликования результатов по соответствующему предмету. Апелляция подается участником ЕГЭ-2020 (или его представителем) в место, в котором он был зарегистрирован на сдачу ЕГЭ.[2]

При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.

В Липецке в 2020-м году  подача апелляций происходит дистанционно. Нужно распечатать шаблон апелляции с сайта Управления образования Липецкой области, заполнить и направить его фотографию или отсканированную копию в Конкурсную комиссию по адресу: ap@iro48.ru. (подробнее: http://www.deptno.lipetsk.ru/news.php?id=1388).

Также у вас есть возможность проконсультироваться в Управлении образования и науки Липецкой области. Там обязаны дать бесплатную юридическую консультацию (п. 2.3 Положения об Управлении образования и науки Липецкой области). Можете взять с собой диктофон.

  1. Что делать, если отказали в приеме абитуриентов в учебное заведение без оснований?

Есть возможность оспорить неосновательный отказ. Для этого, во-первых, нужно его, подтвердить. Подойдёт запись телефонного разговора, запись устного отказа на диктофон или официальный письменный отказ.

Рекомендуем обратиться в Управление образования и науки Липецкой области. Там могут проконсультировать и помочь в оспаривании.

  1. Если предоставленные образовательные услуги имеют ненадлежащее качество?

Ответ на вопрос зависит от конкретного случая. В случае получения услуги на платной основе, рекомендуем проконсультироваться у юриста по защите прав потребителей.

В случае с бюджетной организацией, если не удастся решить вопрос путем переговоров, советуем обратиться в Департамент образования администрации г. Липецка или в Управление образования и науки Липецкой области.

  1. Нарушение сроков обучения по договору оказания платных образовательных услуг;

Первое, что нужно сделать, обратиться с письмом (претензией) к исполнителю услуг (образовательной организации), в котором просим, к примеру, расторгнуть договор, и требуем возмещения понесенных убытков (такое право закреплено в статье 28 Закона «О защите прав потребителей»)

Помочь составить претензию могут в Роспотребнадзоре (бесплатно) или юрист (платно).

После получения ответа на претензию – действовать по ситуации. Если ваши права действительно нарушены и исполнитель отказывается добровольно (по предъявлении претензии) расторгнуть договор и возместить убытки, можно обратиться в суд. Тут советуем консультироваться у юриста по гражданским делам.

  1. Нарушение иных условий договора оказания платных образовательных услуг.

В договоре могут содержаться иные условия, регулирующие отношения между вами и исполнителем. Если эти условия незаконны, их возможно оспорить. В некоторых случаях можно даже признать договор недействительным. Всё зависит от конкретных условий.

Итог: Управление образования и науки Липецкой области, Роспотребнадзор и юридическая консультация могут быть полезны при защите ваших прав в сфере образования.

[1]

             См. п. 99 №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

[2]
             См. там же, пункт 100.



 Все записи