Мурманск
МУРМАНСК
Мурманск является важнейшим населенным пунктом и промышленным центром на территории бывшего когда-то советского Заполярья с населением 119 тыс. человек.
Мурманск в советские времена являлся крупной военной базой для отечественного флота. Стратегическое значение имела Кировская железная дорога, которая проходила через город.
На одном из совещаний в ставке Гитлера (16 июля 1941 г.) подчеркивалось, что «ввиду большой добычи никеля Кольский полуостров должен отойти к Германии». Мурманск в геостратегическом отношении, как контролирующий форпост Северного морского пути, рассматривался и как «ворота в Арктику». Контроль над Северным морским путем обеспечивал бы Германии беспрепятственный выход к мировым трассам, мобильность и возможность контроля над зоной США и Канады.
Вид центра Мурманска с самолёта (1936 г.)
Уже вечером 22 июня 1941 г. Уинстон Черчилль и на следующий день Франклин Рузвельт в своих выступлениях по радио заявили о готовности своих государств помогать Советскому Союзу в борьбе с нацизмом.
Закон США о ленд-лизе давал президенту Соединенных Штатов полномочия помогать любой воюющей стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Советский Союз был включен в список такой поддержки. По ленд-лизу США отправляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.
12 июля 1941 г. в Москве было подписано соглашение «О совместных действиях в войне против Германии» — первый официальный документ, положивший начало антигитлеровской коалиции.
23 сентября 1941 г. Гитлер подписал приказ, по которому все торговые суда, которые выйдут в эфир при встрече с германской подводной лодкой, должны быть потоплены. А поскольку любое судно, встретив подлодку со свастикой, взывало о помощи или сообщало координаты встречи, то это означало, что приговор экипажам мирных судов был подписан заранее.
Весной 1942 года германское командование перебросило в Северную Норвегию крупные соединения армии и флота с целью полностью парализовать движения конвоев.
Рейс каждого судна в годы войны был подвигом. Героизм проявляли не только советские защитники, но и граждане других стран, оказывающих помощь Советскому Союзу. До конца 1942 года конвои, шедшие в СССР, обозначались индексом PQ, а выходившие из советских северных портов — QP. Затем вплоть до конца войны эти конвои для повышения секретности имели соответственно индексы JW и RA и носили порядковые номера, начиная с 51.
Общеизвестна судьба конвоя PQ-17, из 37 судов которого 24 было уничтожено. В 1942 г. за три весенних месяца погибла четверть кораблей, отправленных из Англии в Россию. Тем не менее, У. Черчилль считал, что конвои себя оправдают.
По расчетам германского командования, Мурманск должен был быть взят за несколько суток.
Вид на тонущий транспорт из состава конвоя PQ-17 c борта бомбардировщика Юнкерс Ю-88 лейтенанта Вилли Эркенса из 2-й группы 30-й бомбардировочной эскадры люфтваффе. Баренцево море.
В начале войны в 1941 г. фашисты подвергли массированным бомбовым ударам погранзаставы, базы военного флота и населенные пункты, расположенные на Кольском полуострове. Будучи хорошо осведомленным об экономической важности советского Заполярья, немецкое руководство в конце июня решило развернуть наступление своей армии на Севере.
29 июня 1941 г. началось осуществление операции «Полярная лиса» — наступление германо-финских войск, включавших в себя отборные горнострелковые части на мурманском направлении. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реке Западная Лица, где противник был остановлен 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты.
В сентябре 1941 г. противник предпринял второе генеральное наступление на Мурманск, однако вновь был отброшен.
После срыва планов по прямому захвату города вражеская авиация и артиллерия приступили к его планомерной бомбардировке.
С самых первых дней войны летом 1941 г. Мурманск, несмотря на свою значительную удаленность от западных рубежей СССР, где уже полным ходом велись боевые действия, сразу стал фронтовым населенным пунктом и портом. Рабочие Мурманска дружно поднялись на борьбу с фашистскими оккупантами.
Партийные организации города проводили широкую пропаганду, призывая жителей взяться за оружие. Сотни тысяч добровольцев явились в военкоматы, чтобы добровольно отправиться в ряды действующей армии. Сложной задачей было в короткие сроки перевести мирную промышленность на военные «рельсы». Судоремонтные заводы в срочном порядке переводились на работу по оборудованию и переоборудованию гражданских судов для нужд военного флота. Многие заводы и фабрики были вынуждены перейти на производство оружия и боеприпасов.
Выгрузка лендлизовских танков в Мурманске (1941 г.)
Город не сдавался и держался стойко. Бойцы держали оборону в окопах на подступах к городу, рабочие отдавали последние силы, чтобы изготовить как можно больше боеприпасов. Общими усилиями жители Мурманска собрали около 60 млн. рублей, которые пошли на нужды армии. Порт стал для гитлеровских захватчиков непокоряемой крепостью.
В течение трех дней немецкая армия предпринимала попытки захватить Мурманск и уничтожить военные суда Северного Флота. Однако наступление врага было остановлено за 70 км от города на реке Западная Лица. Долину реки немцы называли «долиной смерти». За несколько дней боев захватчики понесли здесь многотысячные потери. Под умелым командованием опытных командиров генералов Г. Вещегозерского и Х.Хуалова бойцы 52-дивизии были брошены в контратаку, благодаря чему враг был остановлен и отброшен на много километров за реку. Помогали бойцам регулярной армии и местные егеря, которые были способны оставить после одной атаки до полутора тысяч немецких трупов, лежащих на поле боя.
Для бойцов-североморцев любимой песней в эти лихие годы была «Прощайте, скалистые горы», которая стала своеобразным гимном всего советского Заполярья в период войны. Город Мурманск стоял насмерть в воротах северного советско-германского фронта.
Немецкий флот старался блокировать выход советских транспортных судов с моря, но моряки проявляли массовый героизм и мужество, снова и снова выходя в море, чтобы доставить на фронт необходимое продовольствие, боевую технику и боеприпасы.
Разрушенные при налете вражеской авиации здания в Мурманске
За время войны на Мурманск было сброшено порядка 181 тысячи тяжелых зажигательных бомб и около четырех тысяч фугасных снарядов. По меньшей мере, было разрушено 2/3 производственных предприятий и множество иных построек. Даже в условиях разрухи и постоянных авианалетов город продолжал жить, трудиться и воевать!
Готовясь к летней кампании 1942 г., германское командование планировало наступательную операцию силами армии «Лапландия» (командующий генерал горных войск Эдуард Дитль) с задачей захвата Мурманска и главной базы Северного флота под кодовым наименованием «Ловля лосося». Поскольку расстояние между линией фронта и Мурманском составляло всего несколько десятков километров, угроза городу и основному маршруту движения поступающих по ленд-лизу грузов была очень велика. Своевременно получив информацию, советское командование решило нанести упреждающий удар.
27 марта 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования обязала коман-дующего Карельским фронтом генерал-лейтенанта В. А. Фролова не позднее 15 апреля 1942 г. провести наступательную операцию на Мурманском направлении «с целью усиления обороны порта Мурманск и Кировской железной дороги». Для этого ставилась задача разгрома основной группировки противника в районе губы Большая Западная Лица. Командующий фронтом поставил более сложную задачу: за 10 суток не только разгромить ударную группировку врага, но и отбросить ее за линию государственной границы. Выполнение задачи возлагалось на оборонявшую Мурманск 14-ю армию генерал-майора В. И. Щербакова. При этом учитывалось, что сил и средств для создания превосходства над противником у фронта не было.
Противник опирался на хорошо подготовленную оборону, максимально усилив многочисленные оборони-тельные рубежи по горным грядам, рекам, заливам. На господствующих высотах были созданы мощные опорные пункты-крепости из камня и железобетона, являющиеся составными частями единой системы обороны. Для снабжения войск были построены многочисленные автомобильные дороги, а на сложных участках — и канатные. Немцы учли и опыт боев 1941 г., укрепив позиции по занимаемому ими западному берегу губы Большая Западная Лица на случай высадки там наших десантов.
28 апреля 1942 г. советские войска после трехчасовой артиллерийской подготовки перешли в наступление.
10 мая 1942 г. командующий Карельским фронтом доложил И. В. Сталину о невозможности продолжения наступления и с согласия Верховного Главнокомандующего 11 мая советские войска перешли к обороне. 13 мая кораблями Северного флота был снят и вывезен десант. Общие потери советских войск в Мурманской операции составили около 15 тысяч человек.
В результате была достигнута главная задача — противник ввел в бой почти все свои резервы, запланированное немецкое наступление на Мурманск было сорвано, линия фронта полностью стабилизировалась и оставалась такой до освобождения Заполярья в октябре 1944 г.
Снайперы Советской Армии сидят в засаде в районе Мурманска. МИА «Россия сегодня»
Главный путь поступления военных грузов в СССР был сохранен и продолжал действовать в течение всей войны.
В общей сложности за годы войны немцами было совершено 792 налета на Мурманск и сброшено около 185 тысяч бомб. Наиболее тяжелой была бомбардировка 18 июня 1942 г. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек. Однако мурманский порт ни на минуту не прекращал свою работу.
Зимой 1941-1942 гг. в стране свирепствовал голод, действовала строгая карточная система. Первоочередной задачей мурманских властей стал поиск новых источников пропитания. Весной 42-го в городе началась массовая огородная кампания. В Мурманске и окрестностях вскапывали всякий более или менее расчищенный участок земли, даже на пожарищах в центре города. Сажали в основном картофель.
На всех крупных предприятиях создавались специальные бригады охотников для отстрела лосей, диких оленей, медведей, куропаток и прочей живности. Были организованы бригады рыбаков. Траловый флот не прекращал ловить рыбу даже в самые тяжелые дни войны.
В 1942 г. площадь промысла по просьбе рыбаков увеличили до 38, а в 1943-м — до 65 квадратов. Если вначале на промысле траулеры держались разрозненно, то потом стали собираться небольшими группами, чтобы в случае нападения противника помочь друг другу. Часть добытой рыбы передали войскам Карельского фронта и Северному флоту, а часть в январе 1942-го мурманчане послали в блокадный Ленинград (1000 ц соленой трески, 520 ц сельди, 370 ц семги и 7,5 т рыбьего жира). 19 июля 1942 г. в Ленинград ушел еще один эшелон с соленой рыбой, семгой и рыбьим жиром. Еще два подарка ленинградцам отправили мурманские рыбаки в 1944 г.
За весь период Великой Отечественной войны город Мурманск снарядил и отправил на фронт около 2 млн. тонн военного и продовольственного груза. Судо-ремонтные заводы отремонтировали и переоборудовали сотни морских судов, заводы и фабрики произвели 1260 минометов, около 100 тысяч мин и 190 тысяч ручных гранат. Повсюду в окрестностях Мурманска сегодня стоят памятные обелиски в честь подвига жителей и защитников героического города.
Оборона Советского Заполярья продолжалась более трех лет. 7 октября 1944 г. советские войска начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.
К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжен и разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и центральная, состоящая в основном из каменных домов, часть города. В ноябре 1945 г. по решению правительства Мурманск был включен в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.
Памятник «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах»
Город был восстановлен к началу 1950-х годов. В первые послевоенные годы были построены промышленные предприятия, причальные линии, объекты социальной инфраструктуры, телевизионный комплекс.
Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечен в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах», открытом в 1974 г.
В 1971 г. за успехи, «достигнутые трудящимися города в выполнении заданий по развитию промышленного производства», город награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1982 г. за мужество и стойкость, проявленные жителями в борьбе с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город награжден орденом Отечественной войны I степени.
За проявленные мужество и героизм, который был проявлен в жестоких боях с оккупантами, а также за трудовые заслуги снабженцев фронта город в 1985 г. был удостоен звания «Город-Герой».
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»)
В память о героях, сражавшихся в годы Великой отечественной войны, в городе Мурманске сооружены: мемориал «Советским воинам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны»; памятники «Воинам 6-й героической комсомольской батареи», «В честь рабочих мурманской судоверфи, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны», «Портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», «Героям североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», «В честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны» и др.
Памятник "Воинам 1 корпуса противовоздушной обороны"
Использованные материалы:
Город-герой Мурманск // Память славы жива! [Текст] : к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : рек. библиограф. указ. воспроизвед., изд. о городах-героях : [12+] / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. В. И. Жукова]. – М., 2014. – С. 63-76.
Мурманск // Великая Отечественная война 1941-1945 : энцикл. / гл. ред. М. Козлов. – М. : Совет. энцикл., 1985. – С. 474.
Оборона Мурманска [Электронный ресурс] // 65 лет Великой Победе [Сайт]. – Режим доступа : http://www.gpw-65.ru/index.php/gorod-geroj-murmansk (10.02.2016).
Фото
Вид центра Мурманска с самолёта (1936 г.) https://upload.wikimedia.org/ wikipedia/commons/c/c5/Панорама_центральной_части_г._Мурманска_%28съемка_с_самолета%29%2C_1936_г.jpg
Вид на тонущий транспорт из состава конвоя PQ-17 c борта бомбардировщика Юнкерс Ю-88 лейтенанта Вилли Эркенса из 2-й группы 30-й бомбардировочной эскадры люфтваффе. Баренцево море. http://waralbum.ru/wp-content/uploads/ yapb_cache/freighter.65lxtgqlnw0sg8kwggkso4sk0.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
Выгрузка лендлизовских танков в Мурманске (1941 г.) http://hc.east-site.ru/images/murmansk5.jpg
Разрушенные при налете вражеской авиации здания в Мурманске http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/ohyppxftjsg_hnqqleje__1942.esixcoigvw0s8ocs8ksskckgo.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
Снайперы Советской Армии сидят в засаде в районе Мурманска. МИА «Россия сегодня» http://www.may9. ru/uploads/default/images/RIAN_00001505.HR.ru.jpg
В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах http://nezabudem.net/ uploads/place_photo/437/DSC_3261.jpg
Памятник портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны http://hc.east-site.ru/images/murmansk2. jpg
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») http://rover-tur.ru/node/images/articles/hero _city/murmansk_alesha_1.jpg
Памятник "Воинам 1 корпуса противовоздушной обороны" http://ordenrf.ru/upload/novosty-info/ murmansk-8.jpg