Здоровый регион
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (№ 8, 2018)
Предлагаем вашему вниманию обзор статей из научно-методического и практического журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" (№ 8, 2018)
НАУКА – ПРАКТИКЕ
Батракова, Маргарита Владимировна. Педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с нейрохирургической патологией [Текст] : педагогическая помощь / М. В. Батракова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 5–11.
Статья посвящена изучению педагогической помощи, направленной на определение индивидуального маршрута ребенка и поэтапное включение близких в коррекционно-развивающие занятия, в условиях стационара на ранних этапах реабилитации.
Екжанова, Елена Анатольевна. Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности на основе анализа результатов авторского диагностико-прогностического скринига [Текст] : готовность к школьному обучению / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 19–24.
Статья посвящена диагностике особенностей развития детей ведущих к школьной неуспешности на старте школьного обучения с использованием диагностико-прогностического скрининга Е. А. Екжановой, а также мерам профилактики имеющейся недостаточности. Описаны проявления несформированности тонкой ручной моторики ребенка, когнитивного компонента деятельности, регуляторного компонента деятельности, а также незрелости эмоционально-личностной сферы ребенка.
Назарова, Наталия Михайловна. Трудный путь жестового языка в России [Текст] : использование жестового языка в обучении глухих детей / Н. М. Назарова ; В. А. Томсон // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 12–18.
Статья посвящена использованию жестового языка в обучении глухих детей. Авторы представили теоретические основы различных педагогических концепций, поддерживающих или отвергающих использование жестового языка в истории образования глухих в России. Большое внимание уделено становлению билингвистического подхода, показан вклад Г. Л. Зайцевой в научное обоснование и практическую реализацию билингвистического обучения глухих детей в России. Обсуждаются трудности развития процесса использования жестового языка в обучении глухих детей.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Левченко, Ирина Юрьевна. Методика изучения формирования пространственных и временных представлений у дошкольников с разной тяжестью двигательных нарушений[Текст] / И. Ю. Левченко ; К. С. Логинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 25–32.
В статье описывается экспериментальное исследование сформированного уровня пространственно-временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом. Приводятся данные о вариативных особенностях этих представлений.
РАБОТАЕМ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
Головчиц, Людмила Адамовна. Развитие коммуникации обучающихся с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений (АООП НОО для глухих обучающихся. Вариант 1.4)[Текст] : адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с глухотой / Л. А. Головчиц ; И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 33–39.
В статье освещены вопросы организации процесса воспитания и обучения глухих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам (вариант 1.4), проектирование специальной индивидуальной программы развития (СИПР), содержание и методы работы по формированию коммуникативных умений.
Жеребятьева, Екатерина Александровна. Конструирование контрольно-измерительных материалов планируемых результатов освоения ФГОС НОО ОВЗ (Варианты 1.2, 1.3) [Текст] : адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ / Е. А. Жеребятьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 40–45.
В статье освещены вопросы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (варианты 1.2 и 1.3). Автором представлено проектирование контрольно-измерительных материалов по освоению примерных рабочих программ 2-3-го классов.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Крюков, Георгий Валерьевич. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования трудовых профессиональных навыков у умственно отсталых обучающихся[Текст] / Г. В. Крюков ; В. А. Галкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 46–50.
Настоящая статья посвящена описанию теоретического и практического опыта по вопросам трудового воспитания умственно отсталых школьников через организацию конкурсов профессионального мастерства в Московской области. Авторы рассматривают одно из важнейших направлений специальной школы – работу по формированию трудовых и профессиональных навыков в аспекте компетентностного подхода в образовании.
УЧИТЕЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Белявский, Борис Викторович. Слово об учителе. Василий Маркович Мозговой [Текст] / Б. В. Белявский ; И. В. Евтушенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 52–56.
Статья посвящена Василию Марковичу Мозговому, профессору, доктору педагогических наук, автору около 60 научных и научно-методических работ. Являясь членом аттестационной комиссии Комитета образования г. Москвы, руководителем объединения учителей физического воспитания специальных учреждений, членом экспертного совета по дефектологии Министерства образования РФ, он оказывал огромную научно-методическую помощь практическим учреждениям столицы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Васенков, Геннадий Васильевич. Открытие курсов на дефектологическом факультете [Текст] / Г. В. Васенков // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 8. – С. 57–58.
Представлен фрагмент из книги Г. В. Васенкова "Цветы не должны увядать на корню" (М, 2013). Глава посвящена деятельности Екатерины Константиновны Грачевой, первого русского педагога-дефектолога, работавшего с умственно отсталыми детьми и на практике доказавшего возможность развития детей с глубокой умственной отсталостью под влиянием воспитания и специального обучения.