Здоровый регион
Коррекционная педагогика: теория и практика
Предлагаем вашему вниманию обзор статей научно-методического журнала "Коррекционная педагогика: теория и практика" (№ 4, 2018)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Садовникова, Е. Н. Динамика изменения количественного соотношения числа случаев заикания различных форм у детей [Текст] : [аналитический обзор разных позиций ученых к проблеме заикания] / Е. Н. Садовникова // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 7–11.
В статье представлен аналитический обзор разных точек зрения ученых к проблеме заикания. Автор приводит результаты экспериментального исследования по выявлению эффективности личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Сатари, В. В. Некоторые аспекты изучения микроклимата в современной образовательной организации [Текст] : технология изучения микроклимата в современной образовательной организации ОСП "Раменки" / В. В. Сатари // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4.– С. 12–18.
В статье описывается технология изучения микроклимата в образовательной организации ОСП "Раменки". Автор представил результаты анкетирования учителей начальной школы по выявлению проблем, которые мешают сплоченной работе педагогического коллектива.
Шалупина, Т. В. К проблеме повышения уровня психологического благополучия у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Текст] : исследования зарубежных авторов, направления работы для повышения психологического благополучия / Т. В. Шалупина // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 19–22.
В статье рассмотрены исследования зарубежных авторов, посвященных изучению факторов, способствующих высокому уровню психологического благополучия школьников, предложены направления работы для повышения психологического комфорта у школьников с ОВЗ.
Лапшина, С. А. Создание инклюзивной среды и организация особых образовательных условий для обучающихся расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] : инклюзивное образование для обучающихся с расстройством аутистического спектра / С. А. Лапшина ; Т. М. Овсянникова ; М. В. Оларь // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 23–38.
Статья посвящена проблематике получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзии. Особые образовательные потребности таких детей обуславливают необходимость создания для них специальных условий получения образования, а также постепенного включения современных методик, таких как прикладной анализ поведения в процесс обучения. Успешная реализация адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, учет индивидуальных возможностей и особенностей детей этого спектра, применение прикладного анализа поведения позволит им получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться в обществе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Токарь, И. Е. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на уровне дошкольного образования [Текст] : психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольных образовательных организациях / И. Е. Токарь // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 39–46.
Статья посвящена исследованиям, которые показывают, что наибольшее количество одаренных детей отмечается среди дошкольников, однако, попадая в систему образования основное количество детей, не проявляют своих способностей и талантов, а со временем и вовсе утрачивают их. Роль дошкольной образовательной организации в противостоянии с наметившейся негативной тенденцией, новые пути решения проблемы – об этом автор рассказывает в данной статье.
Александрова, Л. Ю. Волонтерское сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] : технологии семейного воспитания / Л. Ю. Александрова // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 47–51.
В статье рассматриваются вопросы волонтерского сопровождения семей, занимающихся воспитанием детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлены наиболее эффективные формы и модель профессионально-ориентированной волонтерской деятельности.
Саблева, А. С. Логоскрининг младших школьников в образовательном процессе [Текст] : нарушение чтения и письма у младших школьников / А. С. Саблева // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 52–58.
В статье приводятся статистические данные об уровне освоения навыков чтения и письма младшими школьниками России и за рубежом; раскрываются научно-методические проблемы психологической, нейропсихологической и логопедической диагностики чтения и письма обучающихся. Автор указывает на необходимость массового исследования младших школьников с целью выявления признаков нарушения чтения и письма, их профилактики и оказания ранней помощи. Логоскрининговая диагностика – универсальный метод, позволяющий качественно и быстро обследовать большое количество обучающихся общеобразовательных школ и получить объективные данные.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Плаксина, Л. И. Особенности развития зрительной ориентации детей с парциальным зрительным дефектом и решения их проблем в инклюзивном обучении [Текст] : проблемы ориентации детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 59–65.
В данной статье рассматриваются вопросы ориентации детей с нарушением зрения и специфические трудности зрительной ориентации в условиях парциального (частичного) зрительного дефекта. Особе значение приобретает проблема инклюзивного обучения слабовидящих детей в общеобразовательной школе, где 80% таких учащихся обучаются без оказания соответствующей медико-психологической и педагогической помощи. При этом по нашим наблюдениям 65% слабовидящих детей учатся посредственно, из-за замедленности переработки зрительной информации и трудностей зрительно-моторной регуляции при письме и замедленности чтения, обусловленных снижением зрительных возможностей. Кроме того, учителя не знают и не понимают проблемы таких детей, а подчас снижают оценки за некачественное письмо, за замедленность выполнения практических работ и др. Содержание статьи носит рекомендательный характер для понимания особенностей психофизического развития детей с парциальным зрительным дефектом.
Леонова, И. В. Содержательный аспект включения детей и подростков с расстройствами аутистического спектра в творческую самореализацию в рамках инклюзивной студии "Цирк"[Текст] : из опыта работы / И. В. Леонова // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 66–76.
Данная статья описывает опыт работы инклюзивной студии "Цирк", обосновывается влияние творческой и развивающей среды на формирование и развитие социальной коммуникации, самоконтроля и максимального развития потенциала участников. Особое внимание уделено принципам организации инклюзивной группы с включением детей и подростков с РАС (расстройства аутистического спектра), а также приемам развития функциональных коммуникативных навыков, в том числе альтернативной и аугментативной коммуникации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Анисимова, Г. И. Комплекс упражнений по развитию восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Г. И. Анисимова // Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 77–96.
Маршировка – доступное и простое средство развития и восприятия ритма для выполнения движения с музыкальным и речевым сопровождением. В этом автор видит терапевтические возможности двигательной терапии на логоритмических занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 4.