Читай классику
Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Александр Радищев, яркая и противоречивая фигура русского Просвещения. Он оставил неизгладимый след в истории отечественной литературы и общественной мысли. Этот убежденный сторонник либеральных идей и непримиримый критик самодержавия еще при жизни заслужил репутацию первого русского революционера.
Его путь к славе и опале начался с публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» – произведения, которое потрясло современников своей смелостью и глубиной критики существующего порядка. За это новаторское творение автор был отправлен в ссылку в Сибирь, где, несмотря на тяжелые условия, не оставил литературную деятельность.

Портрет Александра Радищева (фрагмент). До 1790.
Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749 года в родовом имении Верхнее Аблязово Пензенской губернии. Его родители принадлежали к состоятельному дворянскому роду.
Отец, Николай Радищев, был полиглотом и ценителем знаний, он владел латынью, немецким, французским и польским языками, собрал внушительную библиотеку, ставшую настоящим сокровищем для своих детей.
Детство Александра прошло в атмосфере семейного тепла и взаимопонимания. Уникальной особенностью воспитания Радищева стало его тесное общение с крепостными крестьянами. Благодаря тому, что детям позволяли свободно взаимодействовать с дворовыми людьми, Александр с ранних лет впитывал народное творчество.
Стремление родителей дать сыну достойное образование привело к тому, что уже в семилетнем возрасте Александр Радищев оказался в Москве, в доме своего дяди Михаила Аргамакова. Здесь царила атмосфера просвещённого салона: велись оживлённые дискуссии о будущем России, а среди гостей часто появлялись преподаватели Московского университета, которые также занимались с детьми.
В 1762 году путь Радищева лежал в Пажеский корпус, где подход к образованию существенно отличался от привычного ему свободолюбивого духа. Несмотря на то, что основное внимание уделялось этикету и танцам, многие воспитанники, включая Радищева, стремились получить глубокие знания.
1766 год стал важной вехой в жизни молодого Радищева: как один из лучших выпускников Пажеского корпуса, он был направлен в Лейпцигский университет – центр европейской науки того времени. Здесь под покровительством Екатерины II студенты изучали философию, право, логику, математику и иностранные языки, активно знакомились с трудами французских просветителей. Особенно сильное впечатление на Радищева производили занятия по словесным наукам у философа-моралиста Христиана Геллерта, что способствовало его увлечению литературой.
В Лейпциге произошло знакомство с Фёдором Ушаковым – русским философом, чья начитанность и честность произвели глубокое впечатление на Радищева. К сожалению, Ушаков не смог завершить обучение: тяжёлая болезнь унесла его жизнь. Это событие оставило неизгладимый след в душе Радищева – он сохранил университетские работы друга, записал его выдающиеся мысли и в 1789 году создал «Житие Федора Васильевича Ушакова», где описал его жизненный путь и годы учёбы в Лейпциге.
В Лейпциге студенты не были свободны от надзора: Екатерина II приставила к ним майора Бокума, который следил за студентами и не раз писал на них доносы. Недовольство наставником вылилось в студенческий бунт, который мог закончиться судом и тюремным заключением. Студентов арестовали, но в дело вмешался русский дипломат, князь Александр Белосельский-Белозерский. Он добился их освобождения из-под стражи и настоял на продолжении учебы.
В 1771 году Александр Радищев вернулся в Петербург. Благодаря образованию в Лейпцигском университете, он получил должность титулярного советника в Сенате. Однако монотонная работа протоколиста вскоре наскучила Радищеву, и в 1773 году он перешёл на службу к генералу Брюсу, где был назначен военным прокурором-обер-аудитором.
На службе Радищев зарекомендовал себя как трудолюбивый и ответственный сотрудник. Он активно участвовал в культурной жизни столицы, посещал салоны и интересовался литературой. Важной вехой стало знакомство с издателем Николаем Новиковым, в журнале которого «Живописец» появились первые работы Радищева: перевод труда Мабли «Размышления о греческой истории», «Офицерские упражнения» и первые наброски будущего знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1775 году Радищев женился на Анне Рубановской.
.jpg)
Анна Васильевна Рубановская (1752–1783)
Карьера Радищева продолжала идти в гору: он получил должность асессора в Коммерц-коллегии, чин надворного советника и стал помощником управляющего петербургской таможней.
Трагедия настигла семью в 1783 году: Анна Радищева скончалась при родах. Это событие глубоко потрясло писателя, погрузив его в тяжёлую депрессию. Воспитание четверых детей – дочери и трёх сыновей – взяла на себя сестра покойной жены, Елизавета Рубановская.
Несмотря на личные переживания, Радищев продолжал продвигаться по карьерной лестнице. Он дослужился до чина коллежского советника, был награждён орденом святого Владимира IV степени, а в 1790 году возглавил Петербургскую таможню. Параллельно с государственной службой он активно занимался литературной деятельностью, участвуя в кружке Ивана Рахманинова и «Обществе друзей словесных наук», где в журнале «Беседующий гражданин» публиковал свои общественно-политические и философские статьи.
Этот период жизни стал важным этапом в формировании Радищева как общественного деятеля и писателя, сочетавшего государственную службу с активной литературной деятельностью.
«Путешествие из Петербурга в Москву» стало поистине масштабным проектом в жизни Радищева. Работа над произведением продолжалась почти девять лет: с 1780 по 1788 год. Когда пришло время публикации, писатель столкнулся с серьёзными трудностями – московские типографии одна за другой отказывались печатать книгу, видя в ней опасность из-за острой критики правительства и размышлений о судьбе русского крестьянства.
Решением проблемы стала собственная типография, которую Радищев организовал в верхних помещениях своего дома на улице Грязной (современная улица Марата) в Петербурге. Там, используя печатный станок, приобретённый у книготорговца Ивана Шнора, писатель приступил к изданию своего труда. Интересно, что разрешение на печать было получено от обер-полицмейстера Петербурга Никиты Рылеева, который, не читая рукописи, принял книгу за типичный образец популярного тогда жанра сентиментального путешествия, основываясь лишь на оглавлении.
Издание увидело свет в конце мая 1790 года и вскоре появилось в продаже в лавке Зотова. По свидетельству самого Радищева, тираж составил около 640-650 экземпляров. Книга произвела настоящий фурор – уже через пару недель после выхода она стала главной темой разговоров в Петербурге, её передавали друг другу, внимательно читали и горячо обсуждали, что свидетельствует о необычайной актуальности и силе поднятых в произведении проблем.
Особую известность получил эпиграф к книге – неточная цитата из «Телемахиды» Тредиаковского о Цербере, которую многие современники трактовали как аллегорическое изображение крепостного права: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
К концу июня «Путешествие из Петербурга в Москву» прочитала императрица Екатерина II и немедленно отреагировала:
«Ея императорское величество, сведав о вышедшей недавно книге под заглавием Путешествие из Петербурга в Москву, оную читать изволила и, нашед ея наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многия в обществе расстройства, указала исследовать о сочинителе сей книги».
Все найденные экземпляры по решению полиции были конфискованы и сожжены. Произведение смогли издать в России небольшим тиражом в 100 экземпляров только спустя столетие после написания, в 1888 году. Окончательно запрет на печать был снят только после Первой русской революции 1905–1907 годов. До этого момента книга ходила в списках.
..jpg)
Николай Баранов. Радищев на допросе (фрагмент). 1949. Государственный Литературный музей, Москва
30 июня 1790 года Александра Радищева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Начался период мучительных допросов под руководством Степана Шешковского, главы Тайной экспедиции при Сенате, известного своей жестокостью.
В середине июля дело «бунтовщика хуже Пугачева», как назвала его Екатерина II, поступило на рассмотрение Петербургской уголовной палаты. 24 июля был вынесен смертный приговор. Обвинение утверждало, что «Путешествие из Петербурга в Москву» содержит «вредные умствования», подрывающие общественный порядок и авторитет власти, а также содержит оскорбительные высказывания в адрес царской власти.
Более месяца Радищев находился в ожидании исполнения смертного приговора. Однако в начале сентября пришла новость о замене казни на десятилетнюю ссылку в Илимский острог. Екатерина II лично внесла поправку, отметив, что писатель едет «оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния».
Путь в Сибирь мог стать для ослабленного заключением Радищева последним, если бы не помощь старого друга – графа Александра Воронцова. Он активно поддерживал писателя, обращаясь к местным чиновникам и обеспечивая его финансово.
В январе 1792 года Радищев прибыл в Илимск вместе с Елизаветой Васильевной Рубановской, сестрой покойной жены, и двумя младшими сыновьями. В ссылке он продолжал активную творческую деятельность: писал «Записки путешествия в Сибирь», работал над «Сокращенным повествованием о приобретении Сибири», изучал философию, создал труд «О человеке, о его смертности и бессмертии».
В Илимске Радищев вступил в новый брак с Елизаветой Рубановской, которая, к сожалению, не смогла вернуться из ссылки – она скончалась в 1797 году в Тобольске.
Писателю не пришлось провести в ссылке полный срок: в 1796 году его освободил император Павел I, который стремился отменить многие решения своей матери. Так закончилась эта трагическая страница в жизни Александра Радищева, оставившая неизгладимый след в его судьбе и творчестве.

После возвращения из ссылки Павел I разрешил Радищеву поселиться в родовом имении Немцово в Калужской губернии. Хотя формального амнистирования не было, писатель был ограничен в правах и не мог покидать усадьбу. Единственным исключением стал 1798 год, когда он получил разрешение навестить родителей в Верхнем Аблязове, после чего вернулся в Немцово и оставался там до 1801 года.
В этот период деревенской жизни Радищев не прекращал творческую деятельность. Он создал важный экономический трактат «Описание моего владения», где обосновывал необходимость и экономическую целесообразность освобождения крепостных крестьян.
Переломным стал 1801 год – приход к власти Александра I, позиционировавшего себя как реформатора-либерала. Радищев был амнистирован и получил разрешение вернуться в Петербург. По рекомендации графа Воронцова его привлекли к работе в Комиссии составления законов.
На новой должности Радищев с энтузиазмом приступил к работе и разработал проект «Гражданского уложения», центральным пунктом которого была идея отмены крепостного права. Однако его прогрессивные предложения встретили сопротивление руководства. Граф Петр Завадовский, его непосредственный начальник, даже намекал на возможность новой ссылки в Сибирь.
Разочарованный отношением власти, Радищев вновь обратился к литературному творчеству. Он начал работу над двумя поэмами – «Песни древние» и «Песнь историческая», хотя так и не завершил их. Эти произведения, основанные на римской истории, содержали аллегоричное отражение современных автору событий: последнего дворцового переворота, смерти Павла I и восшествия на престол Александра I.
Этот период стал для Радищева временем новых надежд и разочарований, когда его прогрессивные идеи вновь столкнулись с консервативным отношением властей к необходимым реформам.
24 сентября 1802 года жизнь Александра Радищева оборвалась. В последние дни он оставил горькое пророчество: «Потомство отомстит за меня». Обстоятельства его смерти вызвали немало вопросов и догадок.
Существует версия о трагической случайности: якобы Радищев по ошибке выпил жидкость, приготовленную его сыном Павлом для чистки эполет. В те времена «царской водкой» называли смесь соляной и азотной кислот, используемую для полировки металла. Однако официально причиной смерти была названа чахотка.
Писателя похоронили на Волковском кладбище в Петербурге, недалеко от Воскресенской церкви. Хотя сама могила не сохранилась до наших дней, память о великом писателе увековечена на стене храма мемориальной табличкой, гласящей: «Здесь на территории Волкова кладбища в 1802 году был погребен писатель-революционер Александр Радищев».
Так завершился жизненный путь одного из самых смелых мыслителей своего времени, чье творчество и идеи намного опередили его эпоху, а трагическая судьба до сих пор вызывает интерес и споры.
***
Это интересно:
– Отношение к творчеству Радищева всегда вызывало споры. В имперской России его произведения находились под запретом, тогда как в советский период «Путешествие из Петербурга в Москву» вошло в школьную программу. Революционеры видели в нем героя. Однако литературная критика была менее благосклонна: Пушкин считал его произведение посредственным, а Достоевский критиковал за фрагментарность и чрезмерное увлечение переводами французских просветителей.
– Личная жизнь Радищева также вызывала скандалы. Его второй брак с свояченицей (сестрой покойной жены) шокировал общество того времени – такой союз считался недопустимым родственным сближением. Даже собственный отец Радищева предпочел бы видеть сына женатым на крепостной, чем на родственнице. Трое детей от этого брака долгое время жили без законных прав, и только после смерти Радищева благодаря помощи графа Воронцова они смогли получить образование под фамилией отца.
– Путешествие в ссылку в Илимск стало настоящим испытанием – дорога заняла 480 дней, за которые Радищев преодолел 6788 верст. Для того времени такие длительные пути в Сибирь были обычным делом, но многие заключенные не выдерживали тягот пути и погибали, не достигнув места назначения. Радищеву удалось выжить благодаря поддержке друзей и родственников, которые давали ему возможность останавливаться и восстанавливать силы по дороге.
***
В заключение стоит отметить, что создание «Путешествия из Петербурга в Москву» потребовало от Радищева не только литературного таланта, но и огромного гражданского мужества. Он рисковал всем – свободой, карьерой, даже жизнью, чтобы донести до современников правду о положении русского народа и необходимости социальных преобразований.
Творчество Радищева оказало огромное влияние на развитие русской общественной мысли. Его произведения вдохновляли декабристов и революционеров последующих поколений. А.В. Луначарский называл Радищева пророком и предтечей революции.
Особое значение имеет его новаторский подход к литературе. Радищев создал уникальный жанр путевых заметок с глубоким социальным содержанием, заложил основы критического реализма в русской литературе. Его произведения отличались смелостью мысли, глубиной анализа общественных проблем и преданностью идеям свободы.
О писателе:
Александр Радищев. – Текст : электронный // Культура.рф : [сайт]. – 2025. – URL: https://www.culture.ru/persons/8619/aleksandr-radishev (дата обращения: 13.03.2025).
Александр Радищев. – Текст : электронный // История.РФ : [сайт]. – 2025. – URL:https://histrf.ru/read/biographies/aleksandr-radishchev-nikolaevich (дата обращения: 13.03.2025).
Где почитать:
Автор: Александр Радищев.
Название: «Путешествие из Петербурга в Москву».
Возрастная рекомендация: 12+.
Читает: Заборовский Ю.
Жанр: Классическая проза.
Студия звукозаписи: Логосвос.
Время звучания: 13 час 23 мин.
URL: https://av3715.ru/library/book.php?id=117444*
*Режим доступа: для зарегистрированных читателей ЛОСБС.
*Чтобы воспользоваться библиотекой AV3715.ru, вам нужно зарегистрироваться. Это можно сделать, посетив Липецкую областную специальную библиотеку для слепых.
Адрес: г. Липецк, ул. Елецкая, д.69. Телефон:27-22-67. E-mail: sl@lib48.ru.
Иллюстрации:
Портрет Александра Радищева (фрагмент). До 1790. https://histrf.ru/images/common/22/FQrv1kvWH3Htybu41DSKN3TwPTxtY2B4byQLOaEA.jpg
Анна Васильевна Рубановская (1752–1783) https://histrf.ru/images/common/22/0QTc8tYfv1d6wUP3eY0vRpiKmzWykuQCftDxeidi.jpg
Николай Баранов. Радищев на допросе (фрагмент). 1949. Государственный литературный музей, Москва https://www.culture.ru/storage/images/7c395f8a520ffe3e097cb3ef8921bc97/73acca2f6b48347db58fb540901df7b1.jpg/g_center,c_fill/04.jpg
Владимир Гаврилов. Портрет Александра Радищева (фрагмент). 1954. Саратовский государственный художественный музей Им. А.Н. Радищева, Саратов https://www.culture.ru/storage/images/25cfe135e49788b396d28c7bc7944fe2/2bf1ce8ae5f3874a0636599bbd4b1411.jpg/g_center,c_fill/rad.jpg










