Библиограф советует...

13 декабря 2023
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 7)

 

Подготовка специалистов

Лазуренко, С. Б. Исторические вехи создания методического обеспечения образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в России / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьева. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 6-20.

По результатам анализа научных публикаций и нормативно-правовой базы в сфере образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в Российской Федерации в период с 1900 по 2020 годы определены ключевые факторы, содействующие разработке научно-методического оснащения образовательного процесса и социализации лиц этой психолого-педагогической категории. Предложена логика распределения научных текстов в области образования лиц с ТМНР по тематике с учетом исторической последовательности, что позволит обновить и пополнить научный фонд с определенной временной периодичностью.

Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы / А. А. Алмазова, Д. Е. Васильева, К. Б. Вовненко и др. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 21-26.

В статье представлен обзор научных школ дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ), которые начали формироваться более ста лет назад и продолжают свое развитие сейчас. В первой части статьи представлены научные школы по кафедрам сурдопедагогики и тифлопедагогики, дан краткий обзор современных исследований, осуществляемых сотрудниками указанных кафедр.

Технологии диагностики и коррекции

Коробейников, И. А. Прикладные результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Коробейников. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 28-42.

В статье раскрываются цель и основные задачи пролонгированного клинико-психолого-педагогического исследования основных нозологических категорий современных детей с ограниченными возможностями здоровья, выполняемого научным коллективом Института коррекционной педагогики. Представлены результаты, базирующиеся на исходных положениях концепции и научной программы исследования, но носящие преимущественно прикладной характер и ориентированные на широкую аудиторию специалистов-практиков, непосредственно работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Медведева, Е. А. Этнокультурный подход к разработке диагностического инструментария оценки психического развития детей дошкольного возраста (на примере коренных малочисленных народов Севера) / Е. А. Медведева, А. В. Голубчикова, С. Б. Лазуренко. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 43-54.

Статья посвящена проблеме разработки диагностического инструментария оценки психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера для своевременного определения содержания воспитания и обучения, выбора образовательной программы. Изложено научное обоснование разработки диагностического инструментария на основе этнокультурного подхода, что, по мнению авторов, позволит приблизить условия и ситуацию психолого-педагогического обследования к родной социокультурной среде и получить более объективные данные о состоянии психического развития ребенка в качестве основания для выбора образовательного маршрута в традициях кочевой культуры.

Основные направления развития теории и практики логопедического обследования / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова и др. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 55-68.

В статье представлены основные направления исследований сотрудников лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Приведены методологические основания проводимых исследований. Изложены основные практико-ориентированные результаты в рамках научно-исследовательской работы по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ОВЗ». Раскрыты подходы к выделению критериев оценки результатов логопедического обследования (оценка письменной речи, понимания речи, лексико-грамматического строя речи, текстовой компетенции, плавности речи). Описаны направления исследований, связанные с разработкой принципов организации коммуникативной ситуации обследования, адекватных его задачам.

Волкова, И. П. Самоотношение как фактор социальной реабилитации и адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья / И. П. Волкова, А. Р. Разыкова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 7. - С. 69-79.

Статья посвящена изучению особенностей самоотношения подростков с ограниченными возможностями здоровья, детерминирующих показатели их социально-психологической адаптированности и реабилитированности. Приведены данные сравнительного анализа и статистически значимых различий психологических особенностей самоотношения в группах подростков с задержкой психического развития, с детским церебральным параличом и с нормативным развитием. Результаты корреляционного анализа позволили выявить особенности взаимосвязей психологических характеристик самоотношения и показателей социальной реабилитировнности и соцально-психологической адаптированности подростков с задержкой психического развития и детским церебральным параличом.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи