Библиограф советует...

17 ноября 2023
Научно–методический журнал «Дефектология» (2023, № 5)

Предлагаем вашему вниманию обзор пятого номера научно–методического журнала «Дефектология» за 2023 год.

Специальная психология: исследования и практика

Пономарева, Л. М. Экспертная оценка качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития: опыт применения опросников для педагогов и родителей / Л. М. Пономарева, Н. В. Бабкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 3–12.

В статье представлены опросники для учителей начальных классов и родителей младших школьников, позволяющие оценивать качество школьной адаптации обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах обучения. Приведено описание структуры опросников, технологии качественной оценки ключевых параметров школьной адаптации первоклассников с ЗПР, представлены примеры использования полученных результатов для организации практической деятельности педагогов–психологов и учителей.

Степанов, В. Соотношение особенностей смысловой сферы и проявлений дезадаптации подростков–сирот с разным уровнем интеллектуального развития / К. Степанов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 13–26.

Целью исследования являлось установление возможных взаимосвязей между особенностями смысловой сферы и проявлениями дезадаптации у подростков–сирот с легкой степенью умственной отсталости (F70), являющихся воспитанниками учреждений начального профессионального образования (НПО) и проживающих в условиях детского дома.

В ходе сравнительного исследования определились как общие, так и специфические проявления дезадаптации у подростков–сирот в возрасте 15–17 лет с легкой умственной отсталостью и у подростков того же возраста с нормативным интеллектуальным развитием.

На основе анализа и интерпретации полученных результатов сформированы варианты визуального представления соотношения характеристик смысловой сферы и дезадаптации подростков–сирот с разным уровнем интеллектуального развития, находящихся в ситуации семейной депривации.

Инденбаум, Е. Л. Исследования в сфере сопровождения образования и социализации обучающихся с отставанием в развитии: история и современность иркутской специальной психологии / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 27–37.

В статье описана история становления и развития Иркутской научной школы специальной психологии. Представлена она не столько хронологически, сколько содержательно, отражая эволюцию формирования объединяющей концепции и основных направлений исследований, которые на протяжении многих лет выполняются сотрудниками кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития. Конкретизированы исследовательские позиции и наиболее значимые научные результаты, полученные лидерами Иркутской школы, создавшими теоретический базис для последующих исследований. Их результаты также описаны в статье и дополнены списком основных публикаций, большинство из которых находится в открытом доступе на ресурсе elibrary и может оказаться полезным для заинтересованных специалистов. В заключении обозначены проблемные вопросы, значимые для полноценного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ранняя помощь

Скляднева, В. М. Организация коррекционно–педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в процессе комплексной реабилитации / В. М. Скляднева, С. Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 38–47.  

В статье изложен дифференцированный подход к разработке содержания коррекционно–педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в системе комплексной реабилитации. Представлены результаты исследования динамики психического развития младенцев первого полугодия жизни в условиях ранней коррекционной помощи по индивидуальной программе воспитания и обучения. Психолого–педагогические характеристики двух вариантов психического развития детей изучаемой категории содержат показатели формирования компенсаторных механизмов, предпосылок к общению со взрослым и познавательной активности.

Коррекционная педагогика в школе

Кинаш, Е. А. Динамика образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика» / Е. А. Кинаш. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 48–60.

В статье представлены результаты исследования по изучению образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика», ФАООП (вариант 2); даны критерии оценки учебных знаний и умений школьников в указанной предметной области; выявлены уровни овладения знаниями и умениями учащимися во 2–м классе; сделан сравнительный анализ показателей освоения учебных умений обучающимися 1–го и 2–го классов; представлены выводы о проведенном исследовании.

Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ

Козлова, К. М. Осведомленность педагогов специального образования в области альтернативной и дополнительной коммуникации и отношение к ее использованию / К. М. Козлова, О. С. Багрова, А. В. Сюникова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 61–73.

В статье рассматриваются результаты исследования осведомленности в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) педагогов, работающих со школьниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Данные, полученные в ходе опроса и бесед, позволяют говорить о том, что большинство педагогов положительно относятся к использованию АДК, однако, их знания поверхностны и не систематизированы. Многие нуждаются в прохождении специального обучения в области АДК. Информация, изложенная в статье, может быть полезна разработчикам и руководителям программ повышения квалификации, руководителям образовательных учреждений, педагогам, работающим со школьниками с ТМНР.

История, теория и методология специальной педагогики и психологии

Лазуренко, С. Б. Результаты обсуждения современного состояния теории и практики российского образования детей с особыми образовательными потребностями: информационно–аналитический обзор II Всероссийской научно–практической / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьева, Ю. О. Филатова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 74–79.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27–22–67.

E–mail: sl@lip48.ru.



 Все записи