Библиограф советует...

18 октября 2023
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 6)

Технологии диагностики и коррекции

Переверзева, М. В. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата на этапе подготовки к школьному обучению / М. В. Переверзева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 41–49.

В статье представлены результаты исследования сформированности навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата (НОДА) при поступлении в школу. Представлен качественный анализ состояния навыков самообслуживания в зависимости от тяжести нарушений глобальных моторных функций и функциональных возможностей рук. Показаны возможности компенсации за счет более сохранных двигательных функций при выполнении деятельности по самообслуживанию. Подтвержден тезис о возможности достижения высокого уровня развития навыков самообслуживания ребенком с НОДА, если у него хотя бы одна рука достаточно сохранна.

Бруцкая, К. А. Особенности субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями / К. А. Бруцкая ; И. Н. Нурлыгаянов. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 31–40.

Настоящая работа направлена на изучение особенностей субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями. В исследовании участвовали 600 подростков с легкой и умеренной умственной отсталостью. Установлено, что в структуре субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями можно выделить следующие значимые компоненты: переживание эмоционально–поведенческих проблем, переживание поддержки и помощи в семье, физическое самочувствие, социально–психологическое самочувствие, переживание достижений в деятельности. Выявлены показатели субъективного благополучия, детерминирующие самооценку подростков.

Сыроваткина–Сидорина, К. Б. Изучение использования учителями психолого–педагогических приемов развития навыков функционального чтения у младших школьников с задержкой психического развития / К. Б. Сыроваткина–Сидорина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 24–30.

В статье представлены результаты исследования, посвященного развитию читательской деятельности младших школьников. Автор делает акцент на использовании учителями на занятиях специальных приемов для развития функциональной читательской грамотности. Это особенно актуально для детей с задержкой психического развития, для которых характерно снижение познавательной мотивации, недостаточный уровень развития речи, замедленный темп приема и переработки воспринимаемой информации. Анализ полученных данных показал наличие трудностей в понимании учителями, что такое функциональная грамотность и как формировать функциональное чтение на занятиях.

Яхнина, Е. З. Совершенствование диагностического инструментария для проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования / Е. З. Яхнина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 12–23.

В статье представлен диагностический инструментарий, дополняющий содержание мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования, результаты его апробации, подходы к использованию полученных данных при проектировании индивидуализированных рабочих программ и проведении занятий по коррекционному курсу «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Абкович, А. Я. Семья ребенка с нарушениями опорно–двигательного аппарата: ресурсы и источники поддержки / А. Я. Абкович, Д. А. Сальникова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 50–61.

В статье представлены результаты всероссийского онлайн–опроса родителей детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата (НОДА) младшего школьного возраста. На основе проведенного анализа авторами обозначены основные демографические характеристики современной семьи, воспитывающей младшего школьника с двигательными нарушениями, выделены наиболее значимые с точки зрения родителей трудности и проблемы, связанные с воспитанием больного ребенка. Также обозначены потенциальные ресурсы для расширения возможностей оказания психолого–педагогической помощи родителям детей с НОДА с использованием дистанционных технологий и сети Интернет. По мнению авторов, в условиях повсеместного дефицита психолого–педагогических кадров, такой подход будет способствовать укреплению реабилитационного потенциала семьи как базовой структуры, которая должна обеспечить благоприятные условия для развития и абилитации ребенка с двигательными нарушениями.

Баудэ, Е. А. Сурдопедагогические аспекты подготовки ребенка и его семьи к кохлеарной имплантации / Е. А. Баудэ. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 62–70.
В статье представлены направления сурдопедагогической работы с детьми с нарушенным слухом и их семьями на этапе подготовки к кохлеарной имплантации. Описаны сложности, с которыми сталкивается семья кандидата на операцию. Предложены способы взаимодействия родителей со своим неслышащим ребенком для решения этих проблем, а также направления коррекционной работы с ребенком с нарушенным слухом, которые позволят наиболее эффективно подготовить его к кохлеарной имплантации.

Практика специального и инклюзивного образования

Кукушкина, Е. А. Предметно–практическое обучение в современной школе для детей с нарушениями слуха: взгляд с позиции учителя класса / Е. А. Кукушкина, А. А. Нигматуллина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 71–77.

В статье представлены результаты онлайн–опроса, направленного на выявление отношения педагогов к роли и месту учебной дисциплины «Предметно–практическое обучение» в системе начального общего образования глухих и слабослышащих школьников. Проанализированы представления учителей об особых образовательных потребностях их учеников с нарушениями слуха в части использования современных видов деятельности на уроках ППО, дифференцированных по уровням общего и слухоречевого развития обучающихся.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи