Библиограф советует...

25 сентября 2023
Научно-методический журнал «Дефектология» (2023, № 4)

История, теория и методология специальной педагогики

Айвазян, Е. Б. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 3-14.

В статье анализируется применение двух альтернативных методологических принципов анализа развития психики в отечественных эмпирических исследованиях раннего онтогенеза слепых детей. Это принцип анализа «по линиям психического развития», восходящий к работам Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной, разрабатывавших теорию педагогики раннего возраста, и принцип анализа «по психологическим возрастам», сформулированный Л.С. Выготским и составляющий основу культурно-исторического подхода в возрастной психологии. Анализ конкретных эмпирических исследований позволил обнаружить варианты смешения этих принципов, продемонстрировать возможности последовательного применения принципа анализа «по возрастам» для построения целостной картины психического онтогенеза при слепоте, наметить направления дальнейшего поиска.

Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ

Соловьева, Т. А. Компьютерная грамотность и средства её формирования у детей с глубоким нарушением зрения / Т. А. Соловьева, В. В. Соколов // Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 15-23.

Статья посвящена раскрытию понятия «компьютерная грамотность» на современном этапе становления информационного общества с позиции незрячего пользователя, а также условиям и особенностям ее формирования у слепых детей в системе школьного обучения. Показано отличие понятия «компьютерная грамотность» в общеупотребительном смысле и в условиях невизуальной работы. В статье описаны современные достижения в области обеспечения процесса формирования компьютерной грамотности у детей с глубоким нарушением зрения техническими и учебно-методическими средствами. Раскрыты причины трудностей, возникающих в процессе обучения детей этой категории практическим приёмам работы на персональном компьютере и намечены пути их преодоления.

Моргачева, Е. Н. Современное состояние инклюзивного образования детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в США / Е. Н. Моргачева // Дефектология. - 2023. - №  4. - С. 24-34.

Статья носит информационно-аналитический характер. В статье представлены основные изменения, произошедшие за последние двадцать лет в теории и практике инклюзивного образования; рассматриваются стратегии, методические приемы обучения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью; содержание и процедура итоговой аттестации; перспективы получения образования после окончания школы, возможности и условия успешного трудоустройства. Рассматриваются дискуссионные вопросы инклюзивного образования.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Лебедева, И. Н. Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / И. Н. Лебедева // Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 35-46.

В статье рассматривается проблема значимости формирования речемыслительной деятельности для амплификации развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Представлены результаты исследования перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР во взаимосвязи с реализацией когнитивной функции языка. Обобщены данные о характере нарушений перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР и определены дифференцированные уровни способности произвольного соединения знака и значения и действий замещения на вербальном материале. Выявлены дефициты когнитивной функции языка у дошкольников с ТНР в реализации речемыслительной деятельности на довербальном этапе, обусловленные сложностями анализа, выделения существенных элементов, осуществления синтеза элементов при декодировании графически представленной информации. Результаты исследования могут быть использованы в разработке инструментария мониторинга речевого и познавательного развития дошкольников с ТНР на основе оценки их речемыслительной деятельности и при выборе дальнейших технологий коррекционно-логопедической работы, способствующих их языковому и когнитивному развитию.

Реабилитационная помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью

Королева, И. В. Использование пения в слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами / И. В. Королева, С. В. Бурнос // Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 47-60.

Представлены результаты исследования возможности обучения пению глухих детей, использующих кохлеарные импланты, и влияние этого обучения на речевые коммуникативные навыки ребенка. Описана оригинальная методика обучения пению, включающая курс из 20 индивидуальных занятий с музыкальным педагогом с использованием специально созданных песен и ежедневные 15–20-ти минутные самостоятельные занятия ребенка в домашних условиях с видео- и аудиоматериалом записанных песен, исполняемых педагогом. Эффект обучения анализировали с помощью анкеты, оценивающей навыки ребенка управления голосом и его слухового контроля на занятии, использование этих навыков в ежедневных ситуациях общения, речевые коммуникативные навыки, вовлечение родителей в реабилитацию ребенка с использованием музыки. Продемонстрировано значительное улучшение всех анализируемых показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой детей, получавших только традиционные занятия по развитию речи с сурдопедагогом.

Ресурсы семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Югова, О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 2 / О. В. Югова // Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 61-70.

В статье обозначен ресурсный подход к изучению семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Описаны ресурсные зоны и их показатели, включенные в ресурсное поле семьи. Представлен авторский опросник («Комплексное ресурсно-оценочное полуструктурированное семейно-ориентированное педагогическое интервьюирование») для изучения ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Изложены результаты апробации опросника с семьями детей раннего возраста и комментарии по интерпретации полученных данных.



 Все записи