Библиограф советует...

21 сентября 2023
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 5)

ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильина, С. Ю. Уроки чтения для обучающихся с легкой умственной отсталостью в контексте педагогического наследия К. Д. Ушинского / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 4–11.

Педагогическое наследие великого педагога К. Д. Ушинского сыграло огромную роль в становлении системы отечественного образования детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Основная  концептуальная идея состоит в том, что нравственное воспитание подрастающего поколения – это первостепенная задача школы, в частности, уроков родного языка. Особое внимание К. Д. Ушинский уделял вопросам правильной организации уроков чтения, в том числе подготовительной работе, которая должна проводиться перед чтением художественных произведений. Подготовка к усвоению содержания художественного произведения – один из важнейших этапов урока чтения, цель которого состоит либо в уточнении и систематизации уже имеющихся у учащихся с умственной отсталостью представлений, либо их формировании. И в том, и в другом случае необходимо рациональное сочетание словесных и наглядных методов обучения. Организация и содержание подготовительного этапа перед чтением поэтического текста должны способствовать созданию определенного эмоционального настроя учащихся, что достигается с использованием определенных приемов и средств.  Развитие дара слова учащихся – еще одно из ключевых положений педагогического наследия К. Д. Ушинского, которое в современных условиях образования учащихся с легкой умственной отсталостью рассматривается как формирование у них комплекса коммуникативно–речевых навыков на основе имеющегося у них личного опыта, близкого теме произведения.

Зыкова, М. А. Реализация интегрированного подхода в проектировании содержания уроков по предметам обязательной части учебного плана начального общего образования обучающихся с нарушением слуха / М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 12–25.

В статье представлен интегрированный подход в проектировании содержания уроков разных предметных областей начального общего образования глухих и слабослышащих обучающихся, демонстрируются примеры реализации интегрированного подхода при подготовке к урокам на основе нового учебно–методического комплекта по предмету «Окружающий мир» для 4 класса.

Антонова, Е. Е. Возможности использования техники песочной терапии при формировании пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речевого развития / Е. Е. Антонова, Е. А. Васильева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 26–39.

В статье показаны возможности применения песочной терапии для решения коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Представлены блоки заданий для формирования пространственных представлений с использованием техники песочной терапии. Разработанные блоки заданий могут быть использованы педагогами-психологами и учителями-логопедами для индивидуальной работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития).

ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Крюковская, Н. В. Проявления базовой структурной организации психического у учащихся с задержкой психического развития как основа реализации уровнево-дифференцированного подхода / Н. В. Крюковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 40–51.

В статье представлен анализ уровня базовой структурной организации психического как основы применения уровнево-дифференцированого подхода в коррекционно-педагогической работе с учащимися с задержкой психического развития.

Верозуб, А. С. Изучение возрастной динамики развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. С. Верозуб // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 52–62.

Статья посвящена проблеме изучения возрастной динамики развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), как воспитывающихся в условиях интерната, так и обучающихся в образовательных учреждениях. На основании анализа научной литературы было отмечено, что недостаточно изучена динамика развития детей с ТМНР. Для исследования этих особенностей нами была разработана методика, предполагающая обследование по следующим блокам: эмоциональное реагирование, коммуникация, восприятие, двигательная сфера, предметно-практические действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности. Обследование было выполнено на базе следующих учреждений: ГБУ «Московский городской центр реабилитации», ГБУ Рязанской области «Елатомский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», МБДОУ «Детский сад № 103» г. Рязань, ОГБОУ «Школа № 23» г. Рязань, Рязанская региональная общественная организация детей–инвалидов и их родителей «Дети-ангелы». Описаны результаты исследования лиц от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ

Соловьева, И. Л. Организация инклюзивного отдыха и оздоровления детей / И. Л. Соловьева, Ж. И. Журавлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 63–72.

В статье рассматривается понятие инклюзивной культуры в контексте ее применения в организации летнего оздоровительного отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся различные теории, в том числе концепция нормализации, гуманистическая психология и теория социальной идентичности, являющиеся методологической основой для развития инклюзивной культуры в летних лагерях. Также подчеркивается важность подготовки и обучения сотрудников для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется подготовке вожатых и педагогов дополнительного образования из числа студентов педагогических вузов и формированию у них специальных компетенций для работы в инклюзивной смене.



 Все записи