Библиограф советует...

16 августа 2023
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 4)

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 4)

Предлагаем вашему вниманию обзор четвертого номера научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» за 2023 год.

4-й номер журнала посвящен теме развития системы психолого-пе­дагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На страницах данного номера подборка научных статей отражает современные представле­ния о структуре внутрисемейных отношений, в том числе особой роли бабушек и дедушек в воспитании детей с нарушениями в развитии. Также описаны способы применения современных коммуникативных технологий и цифровых ресурсов для организации и прове­дения диагностической и коррекционно-развивающей работы. Статьи в журнале разбиты на тематические группы.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Соловьева, Т. А. Организация педагогического взаимодействия педагогов и родителей школьников с дисграфией / Т. А. Соловьева, Н. Н. Яковлева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 4–15.

В статье раскрывается организация работы педагогов и семьи по вопросам коррекции нарушений письма у школьников с дисграфией, проблемы понимания собственного ребенка, имеющего дисграфию, и развитие родительской рефлексии, позволяющей осознать собственную роль в процессе коррекционно–развивающей работы. Представлены некоторые исследования оценки развития родительской рефлексии, проведен качественный анализ и определены направления деятельности, обеспечивающие продуктивное педагогическое взаимодействие.

Приходько, О. Г. Алгоритм психолого–педагогического консультирования родителей детей раннего возраста с нарушениями развития / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 16–25.

В статье представлен исходя из многолетнего опыта консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с различными нарушениями развития, алгоритм консультирования, единый для всех нозологических и возрастных категорий детей. Показаны возможности использования современных информационно–коммуникационных, в том числе дистанционных, технологий в процессе консультирования родителей и последующего сопровождения ребенка и его семьи.

Бруцкая, К. А. Сравнительный анализ психологических моделей прародителей, воспитывающих внуков с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Бруцкая, С. Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 26–38.

Прародители играют огромную роль в формировании личности детей с ОВЗ. Несмотря на это, значение третьего поколения в жизни молодых семей, воспитывающих детей с ОВЗ, не получило должного отражения в современной психологической науке. В данной статье Впервые представлена попытка эмпирическим путем изучить степень участия прародителей в воспитании внуков с ОВЗ. Выявлены и описаны две группы прародителей: «Бабушка–воспитатель» (участвует в воспитании ребенка наравне с родителями), «Бабушка выходного дня» (выполняет роль воспитателя выходного дня).

Долуев, И. Ю. Основные направления консультационной поддержки, реализуемые флагманской площадкой проекта «УчимЗнаем» / И. Ю. Долуев, С. В. Шариков. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 39–45.

Рост численности детей, сталкивающихся с серьезными соматическими заболеваниями, инновационное развитие госпитальной педагогики и распространение образовательной модели проекта «УчимЗнаем» в условиях модернизации социальной сферы в России инициировало востребованность консультационной и просветительской деятельности для специалистов самых разных областей и родителей детей, находящихся на длительном лечении. Участниками этого процесса являются не только члены семьи болеющего ребенка, но и представители региональной власти, руководители органов управления образованием субъектов федерации, специалисты школ и медицинских учреждений, волонтеры, сотрудники социальной защиты и другие неравнодушные к данной тематике люди.

Федосеева, А. М. Родительская компетентность и самоэффективность как целевые ориентиры в консультировании родителей детей с задержкой психического развития / А. М. Федосеева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 46–54.

В статье представлен практический опыт психологического консультирования родителей детей и подростков с задержкой психического развития: выделены ключевые трудности в создании психотерапевтического альянса; описаны наиболее частые коммуникативные конфликты, возникающие в ходе консультирования, даны рекомендации по их преодолению. Обсуждается проблема психологической поддержки самоэффективности родителя; определено содержание родительской компетентности как целевого ориентира во взаимодействии психолога образования и родительского сообщества; раскрыто содержание навыка организации посреднического действия как базовой педагогической компетенции. Материалы будут интересны социальным педагогам, психологам образования и родителям детей и подростков с задержкой психического развития.

Горохова, М. С. Междисциплинарная консультативная деятельность в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей / М. С. Горохова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 55–62.

Представлены результаты анализа причин обращения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за психолого–педагогической помощью. Показана деятельность Института коррекционной педагогики (Москва) по оказанию психолого–медико–педагогических услуг детям с ОВЗ с целью выявления их потенциальных возможностей и адаптации к социуму. Сделан вывод о значении междисциплинарного подхода к диагностике развития и проектированию индивидуального образовательного маршрута.

Обсуждаем вопросы образования

Безуглова, Е. А. О деятельности психолого–медико–педагогической комиссии по консультированию родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. А. Безуглова, Н. В. Евсюкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 63–67.

В данной статье авторы раскрывают тему рассказывается о деятельности психолого–медико–педагогической комиссии по консультированию родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из способов получения качественной профессиональной консультативной помощи является прохождение ПМПК. В статье описано прохождение комиссии, какие аспекты и особенности необходимо знать родителям и специалистам.

Осипова, Д. А. Стационарозамещающие технологии как вспомогательное направление работы с семьями, воспитывающими ребенка–инвалида / Д. А. Осипова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 68–71.

Представлен проект «Радуга возможностей», который был осуществленный на базе реабилитационного центра «Фламинго» (г. Кемерово). В ходе реализации проекта была создана социальная служба «Служба домашней реабилитации», осуществляющая работу по двум направлениям: «Домашний микрореабилитационный центр» и «Выездной микрореабилитационный центр». В роли исполнителя гранта выступил МКУ центр «Берегиня» (г. Березовский).

Цапина, С. Ю. Дистанционная психологическая поддержка семей, имеющих детей с особенностями развития / С. Ю. Цапина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 4. – С. 72–78.

Предложен опыт дистанционной работы с родителями детей с ОВЗ. Цикл дистанционных психологических встреч в групповом формате для родителей носил характер скоропомощного. Он позволил подобрать ряд рекомендаций и других ресурсов для борьбы со стрессом.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи