Библиограф советует...

28 июля 2023
Научно-методический журнал «Дефектология» (2023, № 3).

Научно-методический журнал «Дефектология» (2023, № 3).

 

Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

История, теория и методология специальной педагогики и психологии

Королева, И. В. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды / И. В. Королева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 3 – 14.

В данной статье анализируются проблемы организации слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды. Рассматриваются понятие эффективной речеязыковой среды и группы факторов, которые важно учитывать при выборе тактики (ре)абилитации и языка общения с ребенком. Обсуждается необходимость создания материалов на национальных языках народов РФ для использования их родителями при самостоятельных занятиях с ребенком и дефектологами, владеющими этим языком.

Назарова, Н. М. Организационно–содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков–билингвов / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 15–24.

В статье представлены организационно–содержательные аспекты фундаментального исследования, цель которого состоит в построении и реализации на практике концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков–билингвов. Программой экспериментальной работы предусматривается изучение состояния языкового статуса слепых подростков–билингвов и монолингвов, их зрячих сверстников; анализ педагогических условий, необходимых для обучения слепых подростков–билингвов в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения; апробация концептуальной модели системы обучения на экспериментальных площадках.

Бочкарева, Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев / Т. А. Бочкарева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 25–36.

В статье анализируются подходы к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматривается проблема отсутствия единообразия в выделении как единиц анализа речевой продукции детей, так и диагностических критериев. Результатом анализа являются выделение типизированных диагностических моделей, классификация и унификация диагностических критериев с целью использования их для теоретического осмысления проблемы в учебном процессе при подготовке логопедов и осознанного практического применения диагностического инструментария в ходе работы начинающими специалистами.

Проблемы организации и содержания скриниг–диагностики речевого развития / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Т. В. Кошечкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 37–47.

В данной статье представлен анализ основных подходов к организации скрининг–диагностики в России и за рубежом. Дается определение логопедической скрининг–диагностики и формулируются ее главная функциональная задача – обследование больших групп детей с целью выявления признаков неблагополучного речевого развития, прежде всего, на ранних этапах их возрастного развития. Обсуждаются достоинства и недостатки стандартизированных экспресс–методов выявления детей группы риска по фактору нарушения речевого развития.

Шулекина, Ю. А. Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Часть 2 / Ю. А. Шулекина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 48–57.

Данная статья является продолжением материала, опубликованного в 2022 г. В ней представлено обобщение эмпирических сведений о процессах восприятия и понимания учебного текста младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). На этой основе раскрыт авторский взгляд на организацию образовательного процесса, расширяющий возможности восприятия и понимания учебного текста детьми с ТНР, овладения ими учебными компетенциями нового поколения. Утверждается необходимость системной оптимизации современных взглядов на проблему осмысленного восприятия и обработки информации из учебного текста учащимися массовой школы, что является крайне важным для улучшения образовательных результатов детей с ТНР. Системность – в содержательном, организационном и методическом аспектах – реализуется посредством механизмов регуляции и управления образовательным процессом через развитие когнитивного и личностного потенциала каждого учащегося.

Нурлыгаянов, И. Н. Психолого–педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 2 / И. Н. Нурлыгаянов, Е. Н. Соломина, А. В. Голубчикова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 58–68.

Работа направлена на изучение психолого–педагогических затруднений учителей–олигофренопедагогов в образовательном процессе с применением дистанционных технологий. Результаты исследования выявляют структуру психических состояний у учителей, включающую интегральные факторы, как «сниженная психическая активность», «когнитивная направленность состояния», «оппозиция между враждебностью и самоконтролем», «психологическая слабость», а также раскрывают иерархию состояний. Анализ ответов показывает важность оказания помощи (технической, психологической, методической) учителям в организации образовательного процесса, а также специфику взаимодействия с родителями школьников. Определены функции, выполняемые родителями, в процессе дистанционного взаимодействия при решении образовательных задач: организационная, интерактивная, рефлексивная, контролирующая, стимулирующая, воспитательная.

Клевцова, С. В.  Дифференцированный подход к изучению детей с алалией / С. В. Клевцова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 69–80.

В статье представлены результаты изучения неговорящих детей с разными вариантами алалии (ОНР I уровня). Осуществлен дифференциальный подход к коррекционной работе с изучаемыми детьми. Использованы основные положения инновационной концепции коннективности, рассчитанной на выработку и закрепление специфических для каждого варианта алалии межанализаторных связей. Настоящее исследование может представить интерес для исследователей, а также для специалистов–практиков, работающих с детьми с алалией.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи