Библиограф советует...

28 июля 2023
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (2023, № 3)

Предлагаем вашему вниманию обзор третьего номера научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» за 2023 год.

Практика специального и инклюзивного образования

Алышева, Татьяна Викторовна. Особенности организации образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики в 5–6 классах / Т. В. Алышева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – 4–19.

В данной статье рассмотрены современные подходы к преподаванию учебного предмета «Математика» в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основное внимание уделено рассмотрению вопросов обновленного содержания курса математики в 5–6 классах, особенностей реализации образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с легкой умственной отсталостью в целях достижения планируемых личностных и предметных результатов. Даны рекомендации по организации образовательной деятельности на уроках математики на основе использования новых учебников для 5 – 6 классов (авторы Т. В. Алышева, Т. В. Амосова, М. А. Мочалина), вошедших в Федеральный перечень учебников (2022). Показаны возможности применения при изучении математики специальных методов и приемов, направленных на личностное развитие обучающихся, формирование у них базовых учебных действий и жизненных компетенций.

Четверикова, Татьяна Юрьевна. Обучение школьников с нарушениями слуха русскому языку на уровне основного общего образования / Т. Ю. Четверикова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 20–30.

В статье сообщается о содержании учебного предмета «Русский язык» и организации его изучения по разным вариантам федеральных адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха: 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2. Представлены сведения о количестве часов, выделяемых на данную дисциплину при пролонгации сроков ее освоения и без пролонгации. Отражены программные темы, подвергнутые адаптации — в аспекте увеличения количества часов на их изучение. Сообщается о перераспределении программного материала по годам обучения применительно к вариантам и федеральных адаптированных образовательных программ основного общего образования. Особое внимание уделено характеристике специального сквозного раздела «Развитие речевой деятельности», интегрированного в курс русского языка, осваиваемого в пролонгированные сроки.

Технологии диагностики и коррекции

Бабина, Г. В. Выводная текстовая информация в читательской деятельности учащихся с дислексией / Г. В. Бабина, Е. А. Касаткина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 31–44.

В данной статье определены научные основы исследования возможностей усвоения выводной текстовой информации учащимися с дислексией. Авторами проанализированы теоретические основания использования терминов «инференция», «выводное знание», «выводная информация» применительно к восприятию текстового сообщения. Целью публикации является обсуждение результатов эксперимента, направленного на выявление особенностей интерпретации текста школьниками с дислексией. В результате исследования была установлена детерминирующая связь трудностей получения выводного знания с ограниченными возможностями обработки текстовой информации школьниками с нарушением смысловой стороны чтения.

Сальникова, Дарья Александровна. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у младших школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата / Д. А. Сальникова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 45–52.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление специфики формирования социально значимых бытовых навыков, обусловленной непосредственно двигательными нарушениями детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, к концу обучения в начальной школе. Исследование проводилось в сравнении с группой детей с нарушениями зрения. Выявлены и описаны особенности формирования социально значимых бытовых навыков детей описываемых категорий. Выявлены и определены основные направления работы по формированию социально значимых бытовых навыков детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата.

Скребец, Татьяна Викторовна. Некоторые особенности моторного развития младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Скребец, Д. А. Ткаченко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 53–60.

В данной статье приведены результаты сравнительного исследования моторного развития учащихся начальных классов с нарушениями речи и с нормативным речевым развитием. В группу детей с нарушениями речи вошли первоклассники с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось с целью изучения моторного развития как основы операционального компонента процесса письма. Диагностическая программа включала два направления: изучение моторного развития с помощью тестовых проб Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и изучение дифференцированности мышечного напряжения методом, разработанным Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Для подтверждения достоверности использовались методы математической статистики. На основании результатов исследования и наблюдения за учащимися — участниками исследования, авторами были описаны особенности развития общей и мелкой моторики у обучающихся первых классов с разным уровнем моторного и речевого развития. Анализ результатов исследования дифференцированности мышечного напряжения у участников исследования по всем показателям исследования не показал статистически значимых различий у учащихся с речевыми нарушениями и нормативным речевым развитием. Результаты исследования нацеливают логопедов, специалистов сопровождения, учителей начальных классов на коррекционно–развивающую работу по совершенствованию моторного развития обучающихся.

Волковская, Т. Н. Особенности изучения двигательно–координационных нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Волковская, Е. В. Данилина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 61–72.

В статье представлены научное обоснование, методика диагностики нарушений моторного развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), встречающихся в качестве коморбидных состояний (при тяжелых нарушениях речи, задержке психического развития, расстройствах аутистического спектра, первичных сенсорных дефектах), а также результаты экспериментального изучения двигательно–координационных нарушений у дошкольников с ОВЗ для определения специфики их образовательных потребностей в развитии моторной сферы. Описаны диагностическая процедура, содержание заданий, критерии оценки.

Психолого–педагогическая абилитация

Субботина, Е. И. К вопросу об использовании Международной классификации функционирования в психолого–педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью / Е. И. Субботина, А. Я. Абкович. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 73–79.

Статья посвящена проблеме внедрения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) в практику работы специалистов психолого–педагогического профиля. Представленные материалы адресованы педагогам, психологам, логопедам и дефектологам, чьи профессиональные интересы лежат в сфере психолого–педагогической реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы обращают внимание на необходимость профессиональной дискуссии по вопросам использования МКФ в психолого–педагогической реабилитации и абилитации, в том числе в системе образования.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи