Библиограф советует...

5 июня 2023
Научно–методический журнал «Дефектология» (2023, № 2)

обложка журналаНаучно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам диагностической, коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых.

В данном номере журнала опубликованы статьи, которые освещают вопросы по изучению темпераментальных характеристик эмоциональной реактивности и регуляции у детей с заиканием, результаты опроса специалистов и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико–психолого–педагогического консультирования, освящен сравнительный анализ оценки родителями особенностей развития детей с системным недоразвитием речи, представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения и др.

Для удобства читателя статьи в данном номере журнала разделены на 6 разделов.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Филатова, Ю. О. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием. Сообщение 2 / Ю. О. Филатова, А. М. Антипова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 3–14.

Данная статья посвящена исследованию по изучению темпераментальных характеристик эмоциональной реактивности и регуляции у детей с заиканием и без нарушений речи для выявления отличий по шкалам темперамента. Результаты исследования, рассмотренного в статье, имеют значение для понимания возможной связи между темпераментом и определенной клинической формой заикания, а так же для построения персонализированных коррекционных программ при заикании у детей.

Кузнецова, М. С. Медико–психолого–педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 2 / М. С. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 15–23.

В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико–психолого–педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлен анализ ответов родителей детей с ОВЗ и подведены итоги исследования.

Азбукина, О. Д. Сравнительный анализ оценок родителей и заключений специалистов об особенностях развития детей с системным недоразвитием речи / О. Д. Азбукина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 24–31.

В статье представлены результаты сравнительного анализа оценки родителями особенностей развития детеЙ с системным недоразвитием речи (СНР) и заключений специалистов, полученных в результате первичного комплексного обследования детей в медицинском центре развития речи «АиБ». Показана необходимость просветительской работы с родителями, направленной на уточнение возрастных психологических достижений в развитии ребенка.

Специальная психология: исследования и практика

Боголюбова–Кузнецова, Д. В. Возможности психолого–педагогического вмешательства для развития коммуникативных способностей ребенка с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова–Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 32–40.

Статья является продолжением другой статьи – «Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы» и представляет обзор современных источников литературы, посвященных различным подходам к помощи в развитии коммуникации у детей с РАС. Предлагаются подходы, основанные на развитии отношений ребенка с миром, на теории прикладного анализа поведения, а также совмещающие оба направления. Прослеживается динамика развития самого поведенческого подхода к помощи ребенку с РАС, его эволюция от использования преимущественно метода дискретных проб к более прагматичному подходу, приближенному к реальной жизни, предполагающему обучение функциональной коммуникации в естественной среде. Отдельно рассмотрены походы, ставящие основной задачей развитие речи ребенка, имеющего сложности коммуникации.

Ресурсы семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Югова, О. В.
Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 1 / О. В. Югова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 41–51.

В статье представлены результаты многолетнего исследования, посвященного психолого–педагогическому консультированию и изучению ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Экспериментально показана возможность применения ресурсного подхода в системе ранней психолого–педагогической помощи такой семье.

Коррекционная педагогика дошкольного возраста

Грибова, О. Е. Сопоставительный анализ динамики формирования предпосылок готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием / О. Е. Грибова, О. В. Дорофеева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 52–61.

В данной статье представлены результатов сопоставительного исследования состояния предпосылок готовности к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием с использованием материалов дидактических игр. Определены различия в динамике формирования предпосылок готовности к школьному обучению на материале дидактических игр у данного контингента дошкольников. Обоснована необходимость создания педагогических условий формирования предпосылок готовности дошкольников с ОНР к последующему школьному обучению.

Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ

Иванова, Е. А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения / Е. А. Иванова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 62–71.

В статье представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения, разработанная на основе компетентностного подхода. С учетом коррекционно–реабилитационной направленности обучения в основной и старшей школе раскрыты технологии подготовки абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к поступлению в ВУЗ посредством формирования комплекса специальных компетенций.

Высшая школа

Кроткова, А. В. Особенности профессионально–личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 2 / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 72–77.

В статье описывается опыт веб–анкетирования студентов – будущих учителей–дефектологов. Обобщаются особенности, характеризующие типы личности современных студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам, сопоставляется динамика формирования образа себя и профессионально–личностного становления обучающихся бакалавриата, магистратуры и выпускников вуза. Делается попытка интерпретации изменений в содержании и динамике изучаемых феноменов, их связи с этапами обучения студентов и программами их подготовки.

Памятные даты

Алмазова, А. А. К юбилею Софии Давыдовны Забрамной / А. А. Алмазова, Т. С. Никандрова, В. В. Ткачева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 78–80.

Данная статья посвящена профессору кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета Софии Давыдовне Забрамной. Свою педагогическую деятельность С. Д. Забрамная посвятила вопросам изучения, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, проблемами дифференциальной психолого–педагогической диагностики. В статье освящена ее трудовая деятельность.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи