Библиограф советует...

22 мая 2023
Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (2023, № 2).

Предлагаем вашему вниманию обзор второго номера научно–методического журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» за 2023 год.

В данном номере журнала рассматриваются проблемы инклюзивного волонтерства,  проблемы коррекции и развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта, организации психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, компетенций будущих логопедов, новые подходы к диагностике и корекции заикания и др.

Журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» адресован для специалистов, работающих в области специальной педагогики и психологии. Целью издания является пропаганда научных достижений в организации учебного процесса для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Журнал адресован дефектологам, логопедам, педагогам, учителям и воспитателям. Статьи в журнале разбиты на 5 тематических групп.

Актуальные вопросы коррекционной педагогики

Хвастунова, Е. П. Проблемы инклюзивного волонтерства в российской федерации / Е. П. Хвастунова. Д. О.Козырева, Е. О. Козырева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 4–9.

Инклюзивное волонтерство – это общая благотворительная работа здорового населения, а также населения с ОВЗ, нацеленная на поддержку обществом, организацию всевозможной деятельности, разрешение социально–значимых трудностей. В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается волонтерство в России.

Шаповалова, О. Е. Коррекция и развитие памяти школьников с нарушением интеллекта / О. Е. Шаповалова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 10–16.

Статья посвящена проблеме коррекции и развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта (умственно отсталых). В работе обобщаются имеющиеся в науке данные, характеризующие память умственно отсталых младших школьников и приводятся практически апробированные задания, направленные на её коррекцию и развитие. Материалы и результаты этого исследования могут успешно использоваться при организации психолого–педагогического сопровождения младших школьников с нарушением интеллекта.

Новикова, Д. Э. Комфортность образовательной среды как фактор социально–личностной успешности обучающихся с ОВЗ / Д. Э. Новикова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 17–22.

В статье предпринята попытка анализа проблематики организации психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Ставится задача изучить является ли образовательная среда образовательного учреждения, осуществляющей обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, психологически комфортной для субъектов педагогического процесса.

Новые подходы к диагностике и коррекции заикания

Гравицкая, Е. Г.  Формирование теоретических основ дисциплины «Логопедия (темпо–ритмические нарушения)» у студентов–бакалавров / Е. Г. Гравицкая, Н. В. Серебрякова, Г. Р. Шашкина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 23–31.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения и формирования профессиональных компетенций будущих логопедов в ходе изучения дисциплины «Логопедия (темпо–ритмические нарушения)». Проведенный анализ литературных источников, а также докладов в рамках проведенного Круглого стола в ИСОП МГПУ, позволил авторам выделить изучение теоретических основ заикания как значимую задачу овладения основными знаниями, умениями и навыками, необходимыми современному логопеду. Проводится анализ теоретических знаниях в области темпо–ритмических нарушений бакалавров (профиль «Логопедия»). Раскрыты основные трудности изучения данной дисциплины и выявлена их специфика. Показана важность обоснования изучения неврологических основ заикания, а также применения различных методов обучения (подготовка и защита эссе, анализ презентационных видеоматериалов, подготовка и выступление на научнопрактических семинарах).

Рау, Е. Ю.  Развитие фонематического восприятия в системе устранения заикания у дошкольников с использованием технологий ритма / Е. Ю. Рау. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 32–42.

В статье отражены вопросы влияния технологий ритма на развитие фонематического восприятия в системе устранения заикания у детей (на модели психолого–педагогической методики семейной реабилитации заикающихся дошкольников Е. Ю. Рау). Представлен практический материал с использованием ритмических технологий, имеющих универсальный характер применения в случаях сочетанных нарушений фонематических и темпо–ритмических процессов. Обосновано применение технологий, направленных на синхронизацию ритма со зрительными, слуховыми, двигательными упражнениями для усвоения и автоматизации артикуляционной разборчивости и слуховой отчетливости гласных и согласных фонем при тренировке полного стиля произношения.

Садовникова, Е. Н. Как использовать повышенную активность зеркальных нейронов в работе с заикающимися детьми / Е. Н. Садовникова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 42–49.

Из данной статьи читатель узнает о зеркальных нейронах и их активности у заикающихся детей, о возможностях активизации работы мозга в целом и зеркальных нейронов в частности в трансовых состояниях, особенностях состава сопровождающей детей группы, участвующей в занятиях. Приводятся методы и приёмы работы, существенно повышающие продуктивность психолого–педагогического воздействия.

Коломийцева, О. В. Коррекция заикания у младших школьников: направления и содержание работы в условиях частного центра / О. В. Коломийцева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 50–54.

В статье уточняются направления и содержание работы по коррекции заикания у младших школьников в условиях частного центра. Обращается внимание на необходимость разработки индивидуального коррекционного маршрута для ребенка с заиканием. Приводится перечень используемых подходов и технологий в коррекционной работе заикания. В особой поддержке в психологическом и консультативном плане нуждается семья ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Преснова, О. В. Авторский подход к скрининговой технологии диагностики темпо–ритмических нарушений речи / О. В. Преснова, И. А. Грушина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 55–60.

В статье рассматривается конструктор программ учителей–логопедов, модуль «Совершенствование темпо–ритмической организации речи у дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями». Охарактеризована логопедическая технология для скрининговой оценки состояния темпо–ритмической стороны речи детей. Приводятся образцы рекомендуемых материалов для проведения скрининговой диагностики.

Сайкова, С. С. Особенности логопедической работы по автоматизации звуков у дошкольников с заиканием / С. С. Сайкова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 61–64.

В данной статье рассматривается комплексный подход не только к коррекции заикания, но и к коррекции речевого развития в целом, с учетом структуры нарушения речи у конкретного ребенка, а также сопутствующих нарушений речи, таких как нарушение звукопроизношения, обусловленное дислалией или дизартрией.

Терентьева, Т. С. Специфика логопедического занятия с заикающимися дошкольниками в дошкольной образовательной организации / Т. С. Терентьева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 65–69.

В статье представлен опыт работы по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы. Статья знакомит со структурой, задачами логопедического занятия «Час тишины», приемами и методами, используемыми на занятии.

Методическая копилка

Токарь, О. Н. Логопедическая работа по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью при помощи интеллект–карт / О. Н. Токарь. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 70–77.

В статье раскрывается суть метода интеллект–карт и проведение логопедической работы по развитию связной речи умственно отсталых младших школьников, приведены примеры интеллект–карт.

Слово молодым 

Фролова, Ю. А. Изучение словаря младших школьников с системными нарушениями речи, обусловленными умственной отсталостью / Ю. А. Фролова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 78–84.

В статье раскрываются особенности исследования развития словаря младших школьников с системными нарушениями речи, обусловленными умственной отсталостью, дается определение учебно–терминологической лексики.

Пименова, М. М. Значение развития художественно–творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи / М. М. Пименова, Е. П. Фуреева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 85–90.

В статье раскрываются особенности развития навыков рисования и развития творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Определяются этапы работы по формированию умений и навыков в изобразительной деятельности. Описываются способы речевого развития детей посредством развития художественно–творческих способностей.

Из опыта работы

Коломийцева, В. А. Комплекс интерактивных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) / В. А. Коломийцева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 91–96.

В современном мире образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, потенциал которой определяется общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность. Развитие этих качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дает возможность повысить степень их адаптивности в новых, быстро меняющихся социальных условиях. Современные технологии очень эффективны в работе с детьми с ОВЗ. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) преобладает наглядно – образное мышление. Развитие познавательной деятельности обучающихся зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Использование разнообразного иллюстративного материала позволяет педагогам быстрее достичь намеченной цели во время образовательной и совместной деятельности с детьми. Современные подходы в обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияют на его эмоциональную сферу.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи