Библиограф советует...

18 мая 2023
Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (2023, № 1)

обложка журналаПредлагаем вашему вниманию обзор первого номера научно–методического журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» за 2023 год.

Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» адресован для специалистов, работающих в области специальной педагогики и психологии. Целью издания является пропаганда научных достижений в организации учебного процесса для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Журнал адресован дефектологам, логопедам, педагогам, учителям и воспитателям. Статьи в журнале разбиты на 8 тематических групп.

Поздравляем юбиляра

Воронкова, В. В. Методика обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / В. В. Воронкова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 5–10.

В данной статье рассмотрены основные аспекты преподавания русского языка для детей с ОВЗ. Представлены основные аспекты и рекомендации на всех этапах обучения в школе.

Актуальные вопросы коррекционной педагогики

Гусейнова, А. А. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 11–19.

В статье представлены результаты мониторинга деятельности по организации профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обозначены существующие проблемы при выборе профессий обучающимися ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и пути их решения. Даны рекомендации к работе с обучающимися данной категории.

Меднова, М. Е. Разработка индивидуальных программ обучения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / М. Е. Меднова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 20–28.

В статье освещены вопросы организации образовательного процесса детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальными нарушениями. Представлены рекомендации для педагогов по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Симонова, В. Д. Современные информационные технологии в образовании детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития / В. Д. Симонова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 29–32.

В данной статье представлен опыт работы применения современных информационных технологий в обучении детей с тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР) в условиях ГКОУ РО Матвеево–Курганской школы–интерната

Психолого–педагогическая диагностика

Ларина, Е. А. Использование учителем–логопедом нейрофизиологических методов обследования при дифференциальной диагностике речевых нарушений / Е. А. Ларина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 33–41.

В статье представлен анализ нейрофизиологических исследований, которые расширяют представления о структуре дефекта при нарушениях речи, позволяют провести более точную дифференциальную диагностику.

Кузнецова, Г. В. Изобразительная деятельность как важное средство взаимодействия детей и взрослых / Г. В. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 41–50.

Взаимодействие детей и взрослых имеет определяющее значение для развития детей. Оно обусловлено возрастом детей и имеет различные формы и средства. По мере вызревания структур головного мозга и развития ориентировочно–исследовательских действий ребенка, расширяется круг его непосредственных контактов с окружающим предметным миром и усложняется структура общения со взрослым. Ребенок осваивает признаки и свойства предметного мира посредством перцептивной деятельности, тогда как взрослый показывает способы действия с предметами, привлекает ребенка к совместной игре, к взаимодействию. Благодаря этому взаимодействию дети узнают о назначении – 41 предметов в предметном мире и действуют с ними, подражая взрослым.

Мартынова, Е. В. Нейропсихологический подход к изучению особых образовательных потребностей дошкольников с недостатками речевого развития / Е. В. Мартынова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 50–55.

Данная статья посвящена вопросам изучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением нейропсихологического метода. Автором представлены методика обследования и результаты исследования речи детей дошкольного возраста.

Методическая копилка

Колягина, В. Г. Игра как способ коррекции коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра / В. Г. Колягина, М. С. Козлова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 56–61.

В статье раскрыто понятие «расстройство аутистического спектра», «коммуникативные навыки»; рассмотрена специфика игровой деятельности у детей с РАС; перечислены упражнения, способствующие развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра; раскрыта сущность игротерапии как средства коррекции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Адамова, М. Н. Коррекционно–развивающее и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в период внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе / М. Н. Адамова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 62–68.

Автор статьи рассматривает возможность использования кружковой работы во внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе как эффективную форму творческого подхода к вопросам коррекционно–развивающего и эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве модели рассматривается организация кружка в формате кукольного театра. Представлен результат этой работы.

Веревкина, С. А. Развитие исследовательских умений у детей с ОВЗ через программу преемственности в условиях реабилитационного центра / С. А. Веревкина, Н. С. Нога, А. А. Король. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 69–72.

В данной статье рассматривается проблема: как научить детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития исследовать мир на доступном для них «языке». Представлены направления работы в сфере обучения познанию окружающего мира детей с ОВЗ.

Ревякина, Е. Г. Сайт и блог педагога как инструмент цифровизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) / Е. Г. Ревякина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 73–76.

В данной статье описан опыт использования сайта и блога учителя географии ГКОУ РО Матвеево–Курганской школы–интерната в учебно–воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Пищулина, О. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы–интерната / О. В. Пищулина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 77–79.

Сегодня для любого образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Психолого–педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ

Калюта, В. И. Работа с родителями как важная составляющая деятельности службы психолого–педагогического сопровождения образовательной организации / В. И. Калюта. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 80–85.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия службы психолого–педагогического сопровождения образовательной организации с родителями детей с трудностями в обучении; освещается важность этого взаимодействия; приводится список задач консультирования родителей в рамках психолого–педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении.

Голованова, Н. В. Новая форма семейного отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей / Н. В. Голованова, С. Н. Потупина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 85–88.

Данная статья посвящена изучению проблемы организации семейного отдыха для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами представлена инновационная технология по созданию условий для преодоления изолированности семей, гармонизации детско–родительских отношений посредством игр с природным материалом. Раскрываются вопросы легкого поэтапного внедрения технологии в рабочий процесс. Представлены конкретные примеры обучающих методик и игровых заданий, что способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и открывает для родителей возможность новых форм семейного отдыха.

Слово молодым

Станишич, Я. Ж. Сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием / Я. Ж. Станишич. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 89–96.

Одной из важных задач речевого развития в дошкольном возрасте является овладение детьми навыков словообразования. Сформированность которых является одним из главных условий усвоения грамматической системы языка, в связи с тем, что в основе формирования навыков словообразования лежит умение правильно выделять и дифференцировать морфемы. Своевременное выявление недоразвития словообразовательных навыков может повысить эффективность работы по развитию речи в дошкольном возрасте, что в свою очередь будет способствовать успешному освоению детьми правил орфографии и правописанию слов на начальном этапе школьного обучения. На основе экспериментального изучения проведен сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Лихачева, Э. А. Деловая игра "Мир глазами ребенка" / Э. А. Лихачева, Е. А. Розанова, Ю. А. Соловьева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 1. – С. 97–100.

Практика воспитания и обучения детей с функциональными расстройствами зрения показывает, что часть родителей и педагогов переоценивает или недооценивает зрительные возможности детей и попустительствует невыполнению детьми лечебных назначений и соблюдения режима зрительных нагрузок. Это приводит к снижению эффективности лечебного восстановительного процесса и к рецидивам заболеваний. Предлагаемая деловая игра позволяет взрослому человеку погрузиться в процесс восприятия ребенком окружающего мира. формирует у родителей и педагогов адекватного отношения к проблемам детей с нарушением зрения.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи