Библиограф советует...

10 мая 2023
Воспитание и обучение детей с нарушением развития (2023, № 2)

Практика специального и инклюзивного образования

Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Волкова, А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова и др. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2023. – № 2. – С. 4–14.

В статье представлены материалы, отражающие результаты анализа проблемы преемственности в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах и уровнях образования.

Лисовская, Т. В. Формирование социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в ходе непрерывного образования / Т. В. Лисовская, О. И. Урусова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 15–28.

В статье выделены направления создания системы абилитации лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в Республике Беларусь. Обозначены основные социально–педагогические условия, которые являются основополагающими для непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития. Подробно раскрыто направление – создание образовательной коррекционно–развивающей среды после 18 лет и методического обеспечения процесса формирования социального опыта.

Золотарева, И. В. Фонопедические технологии в работе с детьми с нарушениями речи / И. В. Золотарева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 29–42.

В статье поднимается проблема коррекции голосовых расстройств у детей с речевыми нарушениями.

Богданова, О. В. Опыт применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в обучении школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата: результаты многолетнего наблюдения / О. В. Богданова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 43–53.

В данной статье обобщен многолетний опыт ГБОУ «Центр «Динамика» по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации при реализации основных адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Представлены подходы к подбору средств альтернативной и дополнительной коммуникации и ассистивных технологий, позволяющих включить «безречевого» ребенка с двигательными нарушениями в учебный процесс, реализовать его особые образовательные потребности, сформировать коммуникативные компетенции.

Профориентация и профессиональное обучение

Багина Л. А. Подходы к разработке примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «Ручное и машинное изготовление кружева» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6–9 классов / Л. А. Багина, О. В. Полетаева, С. В. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 54–64.

В статье представлено обоснование основных подходов к отбору содержания обучения детей с легкой умственной отсталостью техникам изготовления кружева в 6–9 классах, приведены примеры разделов программы и варианты определения учителем тем и распределения объема часов на их изучение в рамках одного из разделов программы.

Кучергина, О. В. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями в Иркутской области / О. В. Кучергина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – 65–77.

В материалах статьи рассматриваются подходы к реализации предметной области «Технология» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС; содержатся региональные рекомендации для руководителей специальных (коррекционных) школ по обновлению предметной области «Технология» в части выбора профиля трудовой подготовки обучающихся в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Теоретико–методологической базой представленных материалов выступают научные исследования отечественных олигофренопедагогов в области трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи