Библиограф советует...

11 апреля 2023
Научно–методический журнал «Дефектология» (№ 1, 2023)

Специальная психология: исследования и практика

Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 3 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 3–11.

В данном сообщении представлен анализ взаимосвязей рациональных и нерациональных стратегий прогнозирования с выраженностью агрессивного поведения и личностными характеристиками у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи.

Фатихова, Л. Ф. Механизмы регуляции безопасного поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 12–19.

В статье описываются уровень сформированности и проявления поведения личности и их механизмов у младших школьников с нарушенным интеллектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 20–30.

В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему коммуникации и ее развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены подходы к анализу развития коммуникации при нормотипичном развитии и при РАС. Представлены теории развития коммуникации в онтогенезе ребенка, выделяются различные аспекты этого процесса, а также влияющие на него факторы. Выделены вербальные и невербальные составляющие, отличающие коммуникацию ребенка с РАС.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Абкович, А. Я. Клинико–психолого–педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития / А. Я. Абкович, А. Ю. Хохлова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 31–43.

Работа является частью широкомасштабного исследования клинико–психолого–педагогических особенностей современной популяции детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Описаны результаты исследования особенностей детей 3–9 лет (N=21), чьи родители обратились за консультативной помощью в профильную организацию. Выявлены особенности психического и физического развития детей изучаемой группы, установлены некоторые общие для них характеристики (выраженные сенсорные нарушения, ограничение коммуникативных возможностей на фоне грубого недоразвития речи и познавательной деятельности); обозначены факторы, предположительно обусловливающие описанный вариант развития (генетическая патология, глубокая недоношенность, последствия нейроинфекции).

Кузнецова, М. С. Медико–психолого–педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщение 1 / М. С. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 44–53.

В статье приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико–психолого–педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлено описание проведенного исследования и проанализированы ответы специалистов междисциплинарной команды.

Коррекционная педагогика в школе

Полякова, Н. П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 54–62.

В данной статье представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведенного констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществленной коррекционно–развивающей деятельности.

Крутякова, Е. Н. Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 63–71.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей коммуникативной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Выявлены и описаны состояние и особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативных действий (умений), значимых для обеспечения качества обучения детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата в силу имеющихся у них ограничений; представлена уровневая дифференциация коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата.

Высшая школа

Кроткова, А. В. Особенности профессионально–личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 1 / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 72–80.

В статье описываются результаты веб–анкетирования студентов – будущих учителей–дефектологов. Обобщаются особенности, характеризующие типы личности современных студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам, сопоставляется динамика формирования образа себя и профессионально–личностного становления обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и выпускников вуза.

Если вас заинтересовали журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи