Библиограф советует...

17 марта 2023
Обзор научно-методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» (2023, № 1)

Практика специального и инклюзивного образования

Волковская, Т. Н. Интегративное взаимодействие логопеда и психолога в комплексном сопровождении детей с недостатками речевого развития / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 4–11.

В статье раскрываются особенности профессионального сотрудничества логопеда и психолога в контексте методологии междисциплинарного подхода в специальном образовании. Определены сферы профессиональной ответственности каждого из специалистов, содержание и формы взаимодействия на каждом из этапов сопровождения детей с недостатками речевого развития.

Лисовская, Т. В. Механизмы дифференцированного дидактического сопровождения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики в условиях совместного обучения / Т. В. Лисовская, О. Т. Томукевич. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 12–21.

В данной статье рассматривается понятие «дифференцированное дидактическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи» и приводятся примеры его реализации на уроках математики в условиях совместного обучения с позиций учета уровней обучаемости, дифференциации учебного материала, видов педагогической помощи, раскрываются некоторые способы отбора содержания обучения данному учебному предмету.

Кощеева, О. В. Приемы логопедической работы по активизации начального лексикона детей раннего возраста с задержкой речевого развития / О. В. Кощеева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 22–31.

В статье представлены результаты практического изучения особенностей логопедической работы по активизации начального лексикона детей с задержкой речевого развития. Предлагается дифференцированное использование логопедических упражнений для стимуляции звукоподражаний и звуковых жестов, других типов первых детских номинаций. Приводятся рекомендации для родителей по включению специальных логопедических игр.

Технологии диагностики и коррекции

Ворошилова, Е. Л. Оценка контента заданий, используемых в логопедической практике для развития речемыслительной деятельности детей / Е. Л. Ворошилова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – 32–39.

В статье представлены результаты анализа конспектов занятий, размещенных в открытых источниках в Интернете на предмет наличия в них речемыслительных заданий. Основу исследования составил подход к пониманию коррекции речи как процесса совершенствования речемыслительной деятельности.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Конончук, Т. И. Формирование инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования на основе партнерского взаимодействия между педагогами и семьями воспитанников / Т. И. Конончук. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 40–51.

В статье представлен практический опыт, включающий эффективные направления и формы работы с участниками образовательного процесса по преодолению стереотипных взглядов и установок к лицам с особенностями психофизического развития, усилению понимания важности и целесообразности совместного обучения и воспитания детей с разными образовательными потребностями, формированию толерантных взаимоотношений, способствующих созданию инклюзивного образовательного пространства.

Профориентация и профессиональное обучение

Максимова, М. О. Проектирование примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «Штукатур, маляр» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6-9 классов / М. О. Максимова, Н. В. Лешукова, С. В. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 52–67.

Статья раскрывает основные аспекты разработки содержания образования и планируемых результатов обучения детей с легкой умственной отсталостью по профилю трудовой подготовки «Штукатур, маляр» в 6-9 классах. Особое внимание обращено на согласование содержания образования по профилю трудовой подготовки с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обновление содержания с учетом современных материалов, инструментов, технологий штукатурных и малярных работ.

Миронова, Т. В. Проектирование примерных рабочих программ по профилю трудовой подготовки «Картонажно-переплетное дело» для обучения детей с легкой умственной отсталостью в 6-9 классах / Т. В. Миронова, С. В. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 68–77.

В статье представлена характеристика содержания обучения картонажно-переплетному делу обучающихся с легкой умственной отсталостью в 6-9 классах. Обоснована логика содержания обучения с 6 по 9 классы, раскрыты возможности профиля трудовой подготовки в формировании у обучающихся базовых учебных действий, показана связь содержания обучения и планируемых результатов освоения картонажно-переплетного дела. Приведен вариант определения тем и распределения часов в рамках раздела примерной рабочей программы 9 класса. 

 



 Все записи