Библиограф советует...

13 февраля 2023
Обзор научно-методического журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» (2022, №3–4)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Алхури, Н. Формирование профессиональных интересов у старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии / Н. Алхури, М. В. Жигорева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 6–13.

В статье освещены результаты исследования по изучению профессиональных склонностей и профессиональных интересов, обучающихся с нарушениями слуха в российских и сирийских образовательных организациях; раскрываются основные пути формирования профессиональных интересов, обучающихся с нарушениями слуха в рамках разработанной комплексной системы по профориентации.

Балгабаева, Д. Е. Развитие диалогической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью / Д. Е. Балгабаева, И. И. Муратова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 38–44.

В настоящее время особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема развития диалогической речи у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня развития детей с ограниченными возможностями, занятия сюжетно–ролевыми играми направлены на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей. Используя данные игры, у детей развивается любознательность, воображение, расширятся словарный запас. Так как по основной программе сюжетно – ролевым играм отведено мало часов, данная разработанная программа позволяет включать сюжетно–ролевые игры, как дополнительные занятия.

Безух, С. М. Комплексное сопровождение и методологические подходы к формированию образовательного маршрута детей, страдающих детским церебральным параличом / С. М. Безух. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 44–48.

В статье анализируются теоретико–методологические проблемы комплексного сопровождения и образовательного маршрута детей, страдающих детским церебральным параличом. Выделяются основные направления деятельности междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Богданова, О. В. К вопросу об определении категорий пользователей альтернативной и дополнительной коммуникации / О. В. Богданова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 52–59.

В последнее десятилетие внимание к проблеме использования альтернативной коммуникации значительно возросло, что связано не только с введением новых стандартов дошкольного и школьного образования, прямо определяющих необходимость введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в педагогический процесс, но и изменением отношения к ребенку и взрослому с ограниченными возможностями, признанием его права на индивидуальность. Возникла необходимость унификации терминологии и классификации потенциальных пользователей АДК. В статье содержится обзор по проблеме, предлагается к использованию классификация С. фон Течнера (с уточнениями).

Горшкова, В. В. Антропологические аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях современной социальной реальности / В. В. Горшкова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 3. – С. 14–21.

Актуализация заявленной проблематики обусловлена увеличением количества людей с ограниченными возможностями развития. Раскрыты антропологические аспекты социализации детей с ОВЗ, концептуально необходимые как для развития нормальной, так и «особенной» личности. В условиях современной социальной реальности рассматриваются различные типы отношений и условия взаимодействия «мира здоровых» и «мира больных», а также способы интеграции лиц с ОВЗ в полноценную жизнь. Показаны пути успешной социализации личности, способной к самоуправлению собственным развитием и благополучием; представлено и раскрыто позитивное целеполагание инклюзивного образования в контексте современной социальной реальности.

Данилина, Е. В. Особенности формирования двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с недостаточностью переработки сенсорной информации / Е. В. Данилина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 13–20.

Рассматривается важная проблема формирования двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обработке модуляции сенсорных ощущений. Анализ литературных данных и практический опыт специалистов в области специальной педагогики дает основание утверждать, что нет единого комплексного диагностирования и способа преодоления незрелости моторной сферы у детей вследствие недостаточности переработки сенсорной информации. Необходимость решения обозначенной проблематики в практическом аспекте определяет актуальность темы настоящего исследования.

Елагина, Е. Р. Безопасное инклюзивное образование: проблемы и пути решения / Е. Р. Елагина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 4–12.

В статье раскрыта сущность концептуальных подходов к безопасному инклюзивному образованию, выделены проблемы и предложены конкретные пути их решения; акцентировано внимание на важности такой компоненты как инклюзивная культура в организации образовательного процесса.

Кондратьева, М. Е. Опыт развития представлений о себе у молодых взрослых с умственной отсталостью, выпускников детских домов-интернатов / М. Е. Кондратьева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 29–37.

Исследование посвящено изучению сложившихся в условиях длительного пребывания в интернате представлений о себе у 33 человек в возрасте от 18 до 23 лет с интеллектуальными нарушениями. Результаты обследования этих лиц показали, что особенности их самопрезентации не зависят от выраженности интеллектуальных нарушений. Предложенная нами система дополнительных занятий по развитию самосознания доказала свою эффективность и позволила за относительно короткое время значительно расширить их представление о себе и повысить качество их самопрезентации.

Лебедева, С. С. Непрерывное образование лиц с инвалидностью и факторы, способствующие его развитию в условиях сетевой образовательной среды / С. С. Лебедева, Ю. Ю. Платонова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 22–28.

В статье рассматриваются основные научные позиции, направленные на развитие теоретической базы непрерывного образования лиц с инвалидностью. Анализируются результаты работы в области использования инновационных подходов к организации образования социальной группы инвалидов с учетом обновления социальной и образовательной среды и создания новых социальных структур, отвечающих разнообразным потребностям получателей социальных услуг. Анализируются внешние и внутренние факторы государственно–общественного регулирования социально–образовательной деятельности.

Ростомашвили, И. Е. Адекватное компетентное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций / И. Е. Ростомашвили. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 48–52.

В настоящей статье поднимается архиактуальная проблема адекватного и грамотного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья в чрезвычайных ситуациях, базирующегося на их социально–психологической компетентности в данной области. Подчеркивается значимость рассматриваемой проблемы и с точки зрения поведения самих подростков с ограничениями в состоянии здоровья в чрезвычайных ситуациях, и со стороны оказываемой помощи в таких ситуациях специалистами системы МЧС РФ, их компетентности. В статье обозначается вопрос конструктивного взаимодействия между органами, выполняющими спасательные работы и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Обращается особое внимание на формирование у таких подростков умения обратиться своевременно за помощью к спасательным службам и обозначить свой физический недуг, что, в свою очередь, позволит облегчить работы по устранению возникших ситуаций и вывести человека из неё.

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Антонова, Е. Е. Выявление специфических ошибок в письменных работах учащихся начальных классов / Е. Е. Антонова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 38–41.

Представлены результаты исследования, направленного на выявление ведущего вида дисграфии у учащихся вторых классов. Выявленная в ходе констатирующего эксперимента вариативность ошибок подчеркивает важность дифференцированного подхода к коррекции нарушений письма, а также необходимость профилактической работы.

Иванова, М. Г. Теоретические основы нейропсихологического подхода к изучению детей с нарушениями развития на основе анализа литературных источников / М. Г. Иванова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 66–70.

В статье представлены аспекты возникновения нейропсихологии и теоретические основы нейропсихологического подхода к изучению детей с нарушениями развития

Калмыкова, А. С. Особенности состояния связного описательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. С. Калмыкова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 42–45.

В статье рассматривается проблема изучения связного описательного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. Дана характеристика описания как одного из видов связной монологической речи.

Куприянова, К. Д. Теоретические основы изучения особенностей праксиса у детей дошкольного возраста с моторной алалией / К. Д. Куприянова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 60–65.

Статья посвящена теоретическим аспектам исследований развития праксиса у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте. Приведено определение алалии, понятий “праксис” и “диспраксия” у отечественных и зарубежных исследователей. Проанализирована нейропсихологическая роль афферентной и эфферентной диспраксии, как основного механизма формирования у ребенка моторной алалии, приведена иллюстрация клинического случая.

Логинова, К. С. Специальные условия становления пространственных и временных представлений у детей с церебральным параличом / К. С. Логинова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 45–51.

Данная статья посвящена изучению пространственных и временных представлений у детей с церебральным параличом. Автором представлены результаты экспериментального исследования сформированности пространственных и временных представлений у дошкольников с ДЦП, в сравнении с детьми с нормативным развитием.

Скира, Е. В. Специфика развития познавательных и регулятивных базовых учебных действий у обучающихся специальной (коррекционной) школы / Е. В. Скира. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 29–37.

Статья посвящена изучению состояния и развития базовых учебных действий у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Показан диагностический комплекс, разработанный на основе образовательных программ, позволяющий зафиксировать состояние сформированности регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью в процессе решения арифметических задач. Подробно описаны данные о состоянии регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся вторых–третьих и четвертых–пятых классов, а также динамика их формирования от класса к классу. Рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективному формированию регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Раскрыта педагогическая технология формирования базовых учебных действий на уроках математики в процессе обучения решению арифметических задач.

Скребец, Т. В. К вопросу о выявлении предпосылок нарушений письма у обучающихся первых классов / Т. В. Скребец. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 21–28.

В статье описано исследование, проведенное с учениками первых классов в период обучения грамоте. Целью исследования являлось изучение сформированности психологического базиса письменной речи и выявление предпосылок нарушения письма и чтения у первоклассников. Диагностическая программа исследования была составлена нами по материалам известных учёных–исследователей. Она включала в себя исследование основных параметров, которые определяют психологический базис письменной речи. Анализ результатов исследования носил качественно–количественный характер и показал, что некоторые учащиеся испытывают трудности при переходе с одной позы пальцев рук на другую, в ориентировке на пространстве листа, зеркальном написании элементов букв, в узнавании перевёрнутых геометрических фигур. Данное исследование позволило нам выявить уровень сформированности и развития всех параметров исследования. Это даёт возможность выявить предпосылки к нарушениям письменной речи у учащихся первых классов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Жигорева, М. В. Программное обеспечение профессиональной подготовки педагогов ритмики в условиях современного образования / М. В. Жигорева, Л. В. Костяшова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 71–79.

В статье представлен обновленный и дополненный вариант содержания программы профессиональной подготовки педагогов ритмики, отражающий современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования.

Колягина, В. Г. Специальные условия становления пространственных и временных представлений у детей с церебральным параличом / В. Г. Колягина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 52–57.

Данная статья посвящена изучению пространственных и временных представлений у детей с церебральным параличом. Автором представлены результаты экспериментального исследования сформированности пространственных и временных представлений у дошкольников с ДЦП, в сравнении с детьми с нормативным развитием.

Кузьминова, С. А. Формирование образа числа как базового компонента математических понятий у младших школьников с нарушениями слуха / С. А. Кузьминова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 79–90.

В данной статье раскрываются этапы работы и методические подходы по формированию образа числа у обучающихся с нарушениями слуха в начальной школе.

Прокова, Н. И. Визуальное расписание как эффективный метод обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования / Н. И. Прокова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 63–66.

В статье рассмотрено визуальное расписание, как инструмент организации образовательного процесса с учетом особенностей познавательной сферы детей с РАС.

Шиповская, А. В. Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Шиповская. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 58–62.

В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен обзор зарубежных литературных источников об исследовании проблем применения информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Еремина, Е. С. Взаимодействие специалистов психолого–педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра / Е. С. Еремина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 67–70.

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса, взаимодействия и целесообразного «распределение ролей» между педагогами сопровождения (логопед, дефектолог, психолог), а также родителями ребенка с расстройством аутистического спектра.

СЛОВО МОЛОДЫМ

Куклина, Д. А. Мониторинг специальных образовательных условий, созданных для обучающихся с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в образовательной организации / Д. А. Куклина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 71–76.

В данной статье автором представлены результаты исследования специальных образовательных условий, созданных для детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации города Москвы.

Любимова, Е. С. Теоретико–методологические основы работы дошкольного дефектолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии / Е. С. Любимова, А. С. Сангаева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 76–83.

В данной статье представлен анализ научно–исследовательских трудов отечественных ученых по проблеме изучения теоретико–методологических основ работы дошкольного дефектолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, приведена психолого–педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями, результаты диагностического обследования мышления дошкольников с множественными нарушениями, предложены рекомендации организационной работы дошкольному дефектологу и система занятий на развитие мышления.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Ульянова, И. А. Инновационные подходы в сфере профилактики асоциального поведения несовершеннолетних / И. А. Ульянова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 89–91.

В статье представлена система ранней адресной профилактики асоциального поведения подростков.

Фролова, Ю. А. Применение метода сенсорной интеграции на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития / Ю. А. Фролова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 84–88.

В статье раскрываются особенности использования учителем–дефектологом сенсорной интеграции на коррекционных занятиях с обучающимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения в развитии.

Хвастунова, Е. П. Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности / Е. П. Хвастунова, Д. А. Титаренко. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 91–96.

Определены и реализованы на практике возможности трудовой деятельности в процессе развития навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта. Приводятся результаты экспериментальной работы.

СМЕЖНЫЕ НАУКИ

Соболева, В. О. Персонифицированный подход к реабилитации пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга на занятиях в кабинете эрготерапии / В. О. Соболева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 3. – С. 97–104.

В данной статье автор даёт понятие «эргореабилитация», раскрывая его смысл. Также представлены цель, задачи и направления работы. Автор описал опыт работы на базе клинического учреждения. В статье представил подробный анамнез пациентов и основные направления работы с каждым из них.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ярмухаметова, А. М. Внеурочная деятельность – как одна из форм воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми по развитию их эмоционально–волевой сферы и личностных качеств / А. М. Ярмухаметова, Н. Ш. Хайруллина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 92–99.

Статья посвящена влиянию внеурочной театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности слепого и слабовидящего ребенка школьного возраста. Так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, а также решает и другие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительной речи, интеллектуального и художественно–эстетического воспитания.

Если вас заинтересовали журналы, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи