Библиограф советует...

10 февраля 2023
Обзор научно-методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» (2022, № 7–8)

В 7 номере журнал продолжает публиковать статьи, отражающие современные подходы к научно–методическому обеспечению реализации адаптированных основных образовательных программ в части контроля за динамикой их освоения. Диагностический инструментарий для оценки динамики развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих младших школьников, система оценки жизненных компетенций детей с выраженными нарушениями в развитии – носят практико–ориентированный характер и будут полезны как методистам, так и педагогам.

На страницах данного номера вы найдете публикации, посвященные проблемам дошкольного и школьного образования детей, находящихся на длительном лечении, в том числе нуждающихся в паллиативной медицинской помощи.

Подборка статей № 8 отражает актуальность проблематики в контексте реализации образовательных программ на уровнях дошкольного и общего образования. Результаты исследований в области социально–коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно–двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями развития помогут практикам ориентироваться в выборе оптимальных методов и приемов обучения, позволяющих организовать и улучшить общение и взаимодействие с обучающимися, в том числе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.

Памяти ушедших

Памяти Игоря Ивановича. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2022. – № 7. – С. 79.

13 сентября 2022 года ушел из жизни И. И. Батищев, директор государственного областного автономного общеобразовательного учреждения "Центр образования, реабилитации и оздоровления", народный учитель России, Почетный гражданин Липецкой области.

Подготовка специалистов

Соловьева, Т. А. Обновление содержания профессиональной подготовки сурдопедагогов на основе актуальных научных достижений / Т. А. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 4–11.

В статье представлены результаты мониторинга научно–педагогического обеспечения основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Рассмотрена взаимосвязь процессов развития науки и практики высшего образования учителей–дефектологов (сурдопедагогов). Предложены направления возможных решений, учитывающих дефицит кадровых ресурсов, возможности сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций.


Долуев, И. Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем») / И. Ю. Долуев, Н. Ю. Зенич. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 12–19.

В статье обобщен опыт Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» по решению проблемы кадрового обеспечения, в рамках которого определены основные характеристики педагога госпитальной школы и организационно–педагогические условия его подготовки. Представлены пути интеграции формального и неформального образования. Акцентируя внимание на неформальном образовании – стажировочных профессиональных сессиях, ставших диалоговой площадкой для педагогов флагманской и региональной площадок Проекта, делается вывод о необходимости разработки инструментария для выявления профессиональных потребностей и дефицитов педагогов («Паспорт компетенций госпитального педагога») с целью формирования образовательных программ, максимально отвечающих социальному запросу госпитальных школ России.

Технологии диагностики и коррекции

Яхина, Е. З. Диагностический инструментарий оценки динамики развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся начальных классов / Е. З. Яхина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 20–28.

В статье представлен диагностический инструментарий для оценки динамики развития слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи у глухих обучающихся при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) (вариант 1.2).

Крутякова, Е. Н. Исследование информационно–коммуникативного аспекта общения как одного из условий предупреждения школьной дезадаптации младших школьников с двигательными нарушениями / Е. Н. Крутякова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 14–21.

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей и степени сформированности информационно–коммуникативных действий младших школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата; раскрыта специфика их формирования на начальном этапе школьного обучения; выявлены трудности, которые испытывают обучающиеся с нарушениями опорно–двигательного аппарата при дефиците коммуникативных возможностей на этапе формирования учебной деятельности.

Горохова, М. С. Особенности понимания социальных норм детьми–сиротами с тяжелыми и множественными нарушениями развития / М. С. Горохова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 22–32.

В статье представлены результаты исследования по проблеме понимания социальных норм детьми–сиротами с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Статистически доказана значимость выделения параметров и критериев понимания как основополагающего аспекта в планировании и разработке эффективной программы коррекционно–развивающей работы.

Практика специального и инклюзивного образования

Шматко, Н. Д. Группы комбинированной направленности для дошкольников с нарушенным слухом: успехи и проблемы / Н. Д. Шматко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 29–38.

В статье представлены результаты воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников в условиях групп комбинированной направленности. Рассматриваются сложности функционирования указанных групп в современных условиях.

Ремезова, Л. А. Робототехника в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Ч. 2 / Л. А. Ремезова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 37–45.

В статье рассмотрена специфика использования образовательных возможностей робототехники в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложен ряд механизмов формирования и развития навыков проектирования, конструирования и программирования как основных задач обучения робототехнике. Даны рекомендации по взаимодействию специального психолога, учителя–дефектолога, учителя–логопеда с педагогом по робототехнике. Предложены критерии и показатели оценки образовательных результатов обучения дошкольников с ОВЗ робототехнике.

Акулина, А. В. Формирование навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению / А. В. Акулина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 4–13.

В статье обсуждается инструментарий по формированию навыков жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития (ЗПР) предшкольного возраста. Приводятся результаты исследования с применением разработанной методики для развития у ребенка соответствующих возрасту адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладения им социально–бытовыми умениями и навыками коммуникации, осмысления картины мира, своего социального окружения и социальных ролей. Приводятся результаты формирующего эксперимента.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Липатова, О. Н. Представления слабослышащих родителей о роли и содержании ранней коррекционно–развивающей помощи в сопровождении их ребенка с нарушенной слуховой функцией / О. Н. Липатова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 51–57.

В статье представлены результаты опроса слабослышащих родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от года до трех лет) с нарушенным слухом. Выявлены потребности и запросы семьи с родителями с нарушенной слуховой функцией к сопровождению их специалистами. Предложены пути решения вопросов, связанных с преодолением трудностей коммуникации в сопровождении семьи с родителями с нарушенным слухом.

Психолого–педагогическая абилитация

Шоркина, Т. Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Ч. 2 / Т. Д. Шоркина, С. М. Мартыненко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 58–65.

В статье представлены результаты изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, описаны подходы к оценке их потенциальных возможностей в плане самостоятельного проживания в будущем. Авторы предлагают рабочую типологию детей–инвалидов (молодых инвалидов) 11–18 лет с выраженными интеллектуальными нарушениями на основе уровня сформированности жизненных компетенций.

Вечканова, И. Г. Разработка и особенности реализации абилитационной программы «Госпитальный детский сад» / И. Г. Вечканова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 7. – С. 66–78.

В статье рассматриваются методики госпитальной педагогики по психолого–педагогической абилитации детей с ОВЗ, длительно болеющих, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, которые были апробированы в ходе взаимодействия образовательной организации и Санкт–Петербургского детского хосписа, а также надомного визитирования онкобольных, обучения в вариативных формах дошкольного образования — Службе ранней помощи, Центре сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. Представлено описание особенностей введения игровых технологий по линиям абилитации с целью формирования базового, оптимального, комплексного уровня абилитационно–образовательной среды для длительно болеющих детей с ОВЗ, а также нуждающихся в паллиативной медицинской помощи.

Цифровая образовательная среда

Беликова, А. И. Глоссарий финансовых терминов как электронный ресурс для повышения финансовой грамотности лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью / А. И. Беликова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 34–40.

Проблема финансовой грамотности молодежи является одной из государственно значимых в системе образования. Для формирования общих и специальных компетенций в этой сфере у лиц с ограниченными возможностями здоровья и c инвалидностью разработан специальный Глоссарий финансовых терминов – эффективный электронный ресурс для пользователей с особенностями в психофизическом развитии и для социальных, педагогических работников и других специалистов.

Обсуждаем вопросы образования

Кочетова, Е. А. Сохраняем и укрепляем здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью мобильного электронного приложения / Е. А. Кочетова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 41–46.

В данной статье автор приводит статистические данные по использованию детьми смартфонов и о необходимости разработки специальных электронных мобильных приложений, которые могут быть моментом организации деятельности ребенка.

Приводится подробное описание мобильного приложения, разработанного  ИКП РАО, – это интерактивный инструмент, способствующий сохранению и укреплению здоровья, формирования полезных привычек, осуществляющий выход детей с особыми образовательными потребностями за рамки цифрового контура.

Профориентация и профессиональное обучение

Соловьева, С. В. Концепция разработки примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки в рамках учебного предмета «Профильный труд» для обучения детей с легкой умственной отсталостью / С. В. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 47–55.

Статья посвящена обоснованию подходов к проектированию примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6–9 классов. Детально раскрыты особенности содержательного наполнения основных компонентов примерных рабочих программ: пояснительной записки, содержания обучения, планируемых результатов обучения и тематического планирования. Особое внимание обращено на характеристику взаимосвязи обязательных структурных компонентов примерных рабочих программ.

Соловьева, С. В. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета «Профильный труд» обучающимся с легкой умственной отсталостью / С. В. Соловьева, М. О. Максимова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 56–66.

В статье систематизировано проблемное поле в сфере профессионально–трудовой подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью, представлены актуальные направления обновления содержания и технологий обучения по профилям трудовой подготовки. На этой основе обоснован вывод о том, что развитие технологического образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и профессиональное развитие учителей целесообразно при использовании ресурсов методической работы в общеобразовательных организациях.

Подготовка специалистов

Кроткова, А. В. Метод семантического дифференциала в оценке динамики профессионально–личностного развития будущих учителей–дефектологов / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – С. 67–75.

В статье анализируются результаты анкетирования студентов дефектологического факультета, на основе метода семантического дифференциала обобщаются особенности становления образа себя и его влияния на динамику профессионально–личностного развития.

Если вас заинтересовали журналы, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи