Библиограф советует...
Дефектология (№ 5, 2022)
Специальная психология: исследования и практика.
Никольская, О. С. Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи / О. С. Никольская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 3–16.
В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра. Анализируются причины трудностей дифференциальной диагностики и формирования целостного представления о нарушениях психического развития при аутизме. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития. Рассматривается патологическое изменение отношений между «аффектом» и «интеллектом», ведущее к системному искажению в развитии психических функций ребенка. Обосновывается необходимость психологической помощи. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.
Феоктистова, Ю. С. Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников. Сообщение 2 / Ю. С. Феоктистова, Л. С. Медникова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 17–26.
Статья знакомит с программой и результатами экспериментального обучения, направленного на формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших школьников с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость опоры при обучении на социальный опыт ребенка, продуктивность использования метода моделирования ситуаций социального взаимодействия, а также роль педагогов и родителей в развитии у детей такого сложного личностного образования как социальная ответственность.
Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 2 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 27–35.
В данной статье представлен интерпретационный анализ взаимосвязей между различными параметрами агрессивного поведения дошкольников и их возможностью осуществлять прогнозирование. Дети с нормальным развитием речи в дошкольном возрасте, различаясь в способности к прогнозированию собственной деятельности, могут строить предположение о развитии социальной ситуации и ее последствиях на основе накопленного коммуникативного опыта. Эти различия в генеральной совокупности дошкольников считаются относительно стабильными на протяжении жизни, и рассматривались нами в качестве одного из предикторов развития экстернализирующих проблем. Показан также характер взаимосвязи самооценки, ценностных ориентаций с характеристиками прогностической деятельности.
Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития
Филатова, Ю. О. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием. Сообщение 1 / Ю. О. Филатова, А. М. Антипова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 36–48.
Целью исследования явилось изучение показателей неплавности речи в монологических высказываниях дошкольников с невротической и неврозоподобной формами заикания и без речевых нарушений с помощью диагностической технологии Вандербилдта. Речевые образцы проанализированы на: 1) частоту физиологических/патологических показателей неплавности речи, общий процент неплавности речи; 2) соотношение патологических показателей неплавности речи к общему проценту неплавности речи; 3) преобладающие виды неплавности речи.
Ранняя помощь
Одинокова, Г. Ю. Первичный консультативный прием семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в дистанционном формате: анализ практики / Г. Ю. Одинокова, А. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 49–60.
Статья раскрывает возможности первичного дистанционного консультирования семьи. Описана процедура проведения онлайн–консультации командой специалистов. Опрос среди специалистов–консультантов института, проведенный в 2022 г., позволил оценить содержательные возможности такой формы работы. Показано, что при грамотной организации и четком понимании целей и задач, данная форма работы является эффективным инструментом при оказании ранней коррекционной помощи семьям и их детям.
Коррекционная педагогика в школе
Шулекина, Ю. А. Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Часть 1 / Ю. А. Шулекина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 61–69.
В статье приводятся новейшие данные о процессах восприятия и понимания учебного текста, полученные на основе диагностической технологии, предназначенной для выявления у учащихся с тяжелыми нарушениями речи трудностей чтения учебника. Через оценку структуры, взаимодействия и динамики показателей восприятия и понимания учебного текста описана специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации, характерная для детей с речевыми нарушениями, обучающихся в массовой школе. Обозначены предпосылки для интеграционного и дифференцированного обучения детей с разными речевыми возможностями в условиях традиционного образовательного процесса.
Реабилитационная помощь взрослым
Уклонская, Д. В. Современные подходы к восстановлению речи при приобретенных расстройствах внешнего оформления высказывания у взрослых: курс на пререабилитацию / Д. В. Уклонская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 5. – С. 70–79.
В статье изложены современные подходы к речевой реабилитации взрослых с нарушениями внешнего оформления высказывания после хирургического лечения опухолей головы и шеи. Определена роль специалистов психолого–педагогического звена и необходимость взаимодействия с другими участниками реабилитационного процесса. Особое внимание уделяется ранней помощи и пререабилитации, позволяющей прогнозировать постоперационные сложности до операции, проводить превентивное педагогическое воздействие для скорейшего облегчения постоперационных функциональных нарушений.
Если вас заинтересовали журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.
г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.
Тел.: (4742) 27-22-67.
E-mail: sl@lip48.ru.