Библиограф советует...

2 ноября 2022
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (№ 5-6, 2022)

обложка журналаПредлагаем вашему вниманию пятый и шестой номер научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» за 2022 год.

В пятом номере журнала обсуждаются тенденции развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья на научных конференциях, съездах, круглых столах и семинарах, представители государственной власти, руководители образователь­ных организаций, специалисты и родители снова и снова возвращаются к про­блеме подготовки кадров.

В номере собраны публикации, отражающие долгосрочные и краткосрочные меры, принимаемые на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования.

Ключевая статья шестого номера посвящена вопросам проектирования и реа­лизации курса «Информатика» для обучающихся с интеллектуальными на­рушениями в соответствии с требованиями к освоению данного учебного предмета.

Образо­вательные возможности современных технологий обучения представлены и в статье, посвященной вопросам использования робототехники в обуче­нии дошкольников с ОВЗ.

Для удобства читателя статьи разделены на 6 разделов.

Подготовка специалистов

Абрамова, И. Компетентностно-ориентированные задания как форма контроля освоения дисциплин логопедического профиля по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» / И. Абрамова, М. Лаврентьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 46–56.

В статье представлены основные подходы к проектированию и реализации компетентностно–ориентированных заданий как основной формы контроля результатов освоения основной образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Предложены алгоритмы решения и рекомендации по оценке подобных заданий. Приведены примеры заданий с учетом уровня контроля освоения образовательной программы.

Алмазова, А. Разработка новых программ подготовки педагогов–дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений / А. Алмазова, Е. Кулакова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24–33.

В статье на основе анализа тенденций развития системы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, изменений в высшей школе раскрываются актуальные направления модернизации дефектологического образования. Представлены результаты реализации научно–исследовательского проекта по разработке новых образовательных программ, охарактеризованы существующие и прогнозируемые ресурсы, риски и дефициты в системе подготовки педагогов–дефектологов.

Головчиц, Л. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития / Л. Головчиц, М. Жигорева, М. Переверзева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 34–45.

В статье рассмотрены проблемы подготовки студентов вуза к работе с детьми с множественными нарушениями. Представлены результаты изучения сформированности различных компонентов профессиональной готовности: мотивационно–ценностного, когнитивного, деятельностного. Раскрыто содержание предлагаемой учебной практико–ориентированной дисциплины, направленной на профессиональную подготовку будущих специалистов к работе с детьми с множественными нарушениями развития.

Смолин, О. Кадры дефектологов: состояние и проблемы подготовки / О. Смолин. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 4–14.

В основу статьи положен текст выступления О. Смолина на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 26 ноября 2021 года. В статье представлен анализ ситуации, связанной с потребностью в квалифицированных кадрах дефектологического профиля, обеспечивающих психолого–педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в общеобразовательных организациях. Рассмотрены причины кадрового дефицита и возможные решения для его устранения, изложен авторский взгляд на проблему подготовки дефектологов.

Соловьева, Т. Профессиональный стандарт «Педагог–дефектолог» как основа профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов / Т. Соловьева, А. Абкович. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 15–23.

Статья посвящена вопросам разработки и апробации проекта профессионального стандарта «Педагог–дефектолог». Представлено описание и основные характеристики разработанного проекта. Сформулированы обобщенные трудовые функции, трудовые действия, дифференцированно представлены знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности с разными нозологическими группами лиц с ограниченными возможностями здоровья. Авторы акцентируют внимание на значении профессиональных стандартов для разработки содержания образовательных программ в системе подготовки и переподготовки дефектологических кадров.

Шилова, Е. Профессиональный портрет будущего педагога–дефектолога / Е. Шилова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 57–66.

В статье представлены результаты экспериментального исследования профессионального портрета будущего педагога–дефектолога. При проектировании образа современного выпускника использовалась совокупность методов: анализ нормативно–правовых документов и психолого–педагогической литературы, опрос, количественная обработка результатов исследования с применением Н–критерия Краскела – Уоллиса, критерия Манна – Уитни, качественный анализ полученных результатов. Определена структура профессионального портрета современного педагога–дефектолога, включающая его квалификационные характеристики; социальную направленность профессиональной деятельности; профессиональную компетентность и профессиональные качества, значимые для участников образовательных отношений. Подробное описание разделов портрета позволяет использовать его при определении готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе и при приеме на работу специалиста.

Обсуждаем вопросы образования

Карпова, Д. Новые подходы к организации научно–методического сотрудничества с регионами. Проект «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей» / Д. Карпова, М. Тимофеев. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 70–75.

Статья посвящена «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». Рассмотрены основные задачи Недели, потребности и интересы детей с ОВЗ. Были сформированы ключевые направления совершенствования развивающейся системы образования лиц с ОВЗ.

Милютина, Л. О региональном опыте сотрудничества образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере Тверской области) / Л. Милютина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 67–69.

Статья посвящена вопросам сотрудничества образовательных организаций Тверской области, обучающих детей с ОВЗ, которые позволяют наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы для организации качественного и доступного образования.

Монах, Н. Современные подходы к организации психолого–педагогического сопровождения детей в период отдыха и оздоровления / Н. В. Монах. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 73–79.

В данной статье освещается комплексный подход ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» к вопросам обучения, воспитания, развития и оздоровления детей.

Практика специального и инклюзивного образования

Дымкова, А. Развитие лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи с помощью дидактической игры / А. Дымкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 20–29.

В статье дается описание дидактических игр, направленных на развитие словаря (лексической стороны речи) младших школьников с общим недоразвитием речи (III–IV уровень), на примере использования авторского учебно–дидактического пособия «Город слов». Теоретико–методологической базой представленного материала являются научные исследования в области изучения речевого развития данного контингента детей.

Ремезова, Л. Робототехника в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. (Часть 1) / Л. Ремезова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 4–10.

В статье рассмотрена специфика использования образовательных возможностей робототехники в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложен ряд механизмов формирования и развития навыков проектирования, конструирования и программирования как основных задач обучения робототехнике. Даны рекомендации по взаимодействию специального психолога, учителя–дефектолога, учителя–логопеда с педагогом по робототехнике. Предложены критерии и показатели оценки образовательных результатов обучения дошкольников с ОВЗ робототехнике.

Шашкина, Г. Развитие движений и речи у детей с ринолалией средствами логопедической ритмики / Г. Шашкина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 11–19.

В статье представлены особенности двигательных и речевых функций дошкольников с ринолалией, определены направления коррекции моторики и речи средствами логопедической ритмики. При работе над двигательной сферой основное внимание уделяется развитию произвольного внимания, двигательной памяти и ориентации в пространстве; развитию мышечного тонуса; развитию основных качеств мимической, артикуляционной моторики и чувства ритма. При работе над речью основными задачами будут развитие произносительных навыков и фонематического слуха; развитие качеств голоса и преодоление носового оттенка.

Цифровая образовательная среда

Алышева, Т. Проектирование и особенности реализации курса информатики в 7 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т. Алышева, В. Лабутин, В. Лабутина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 30–45.

В статье содержатся рекомендации по проектированию курса «Информатика» в 7 классе в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Раскрыты особенности реализации курса на основе использования в образовательной деятельности нового учебного издания «Информатика. 7 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих АООП (вариант 1).

Технологии диагностики и коррекции

Изучение влияния спорта на характеристики самооценки глухих спортсменов детского и подросткового возраста / Ю. Амарини, Н. Вербицкая, С. Руденко [и др.]. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 46–57.

В статье изучается влияние спорта на характеристики самооценки глухих и здоровых спортсменов детского и подросткового возраста. Занятия спортом рассматриваются как деятельность, которая может позитивно повлиять на развитие личности как глухих, так и здоровых учащихся. Приводится исследование и сравнительный анализ показателей я–концепции: самосознания, адекватной самооценки и уровня притязаний подростков с нарушением слуха, занимающихся спортом и их здоровых ровесников–спортсменов.

Психолого–педагогическая абилитация

Шоркина, Т. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. (Часть 1) / Т. Шоркина, С. Мартыненко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 6. – С. 58–72.

В статье представлен практико–ориентированный диагностический инструментарий для изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, разработанный для прогностической оценки потенциальных возможностей самостоятельного проживания молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями. Предлагается карта мониторинга сформированности жизненных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями, определяющих готовность к самостоятельному проживанию, с дополнительными методическими материалами.

Если вас заинтересовали журналы, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи