Библиограф советует...

14 октября 2022
Научно-методический журнал «Дефектология» (№ 4, 2022).

Предлагаем вашему вниманию обзор четвертого номера научно-методического журнала «Дефектология» за 2022 год.

Для удобства читателя статьи в данном номере журнала разделены на 6 тематических разделов.

История специального образования

Валеева, Р. А. Primum non nocere: Януш Корчак о связи медицины и педагогики / Р. А. Валеева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 3-6.

В статье кратко отражены взгляды великого польского гуманиста – педагога, врача и писателя – Януша Корчака, которые были им воплощены в многолетней педагогической практике, основанной на особом понимании детства, безграничной любви к детям и на выверенной формуле единства медицины и педагогики в распознавании трудностей развития ребенка и путей их преодоления.

Специальная психология: исследования и практика

Слепович, Е. С. Построение отношений и взаимодействия ребенка с задержкой психического развития со сверстниками и взрослыми как основа инклюзивного образования / Е. С. Слепович ; А. М. Поляков. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 7-13.

В статье рассматривается проблема построения отношений и взаимодействия ребенка с задержкой психического развития как основания инклюзивного образования. Анализируется специфика проявления данной проблемы в условиях инклюзивного образования у детей с задержкой психического развития. В качестве идеальной модели отношений и взаимодействия ребенка предлагается модель субъект–субъектного сотрудничества, опосредствованного символами. Реализация этой модели на практике демонстрирует свою эффективность.

Медникова, Л. С. Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников. Сообщение 1. / Л. С. Медникова ; Ю. С. Феоктистова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 14-19.

В статье рассматриваются методологические и методические основы формирования социальной ответственности и социально ответственного поведения младших школьников с умственной отсталостью. Ответственность рассматривается как комплексная личностная характеристика человека, включающая когнитивно-оценочный, мотивационный, действенно–операционный и регуляционный компоненты. Сформулированы методические требования к формированию каждого из элементов данного личностного образования.

Бубнова, А. А. Семейные и социальные факторы сепарации от родительской семьи взрослых людей с ментальными нарушениями, проживающих вне стационарных учреждений / А. А. Бубнова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 20-27.

Представлено исследование возможности психологической сепарации взрослых людей с ментальными нарушениями развития от родительской семьи в условиях их пребывания в тренировочных квартирах проекта сопровождаемого проживания. Обозначается направление решения проблемы социальной интеграции людей с ментальными нарушениями путем создания специальных условий, способствующих запуску процесса психологической сепарации.

Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ

Кузьма, Л. П. Об организации обучения детей с легкими формами психического недоразвития в разновозрастных коррекционных классах сельских школ / Л. П. Кузьма. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 28-35.

Статья посвящена проблеме организации обучения детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития в условиях сельских школ. Представлены данные о распространенности этих вариантов дизонтогенеза у детей, проживающих в сельской местности. С учетом особенностей малочисленных сельских школ для обучения таких детей предлагается создание разновозрастных коррекционных классов. В статье рассматриваются основные принципы организации разновозрастного обучения в коррекционном классе.

Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ

Вильшанская, А. Д. Инклюзивное образование и его реализация: психолого–педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / А. Д. Вильшанская ; Н. В. Бабкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 36-41.

В статье анализируются различные варианты содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе; описаны вариативные модели образовательной и социально-воспитательной инклюзии, показаны приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения при реализации различных моделей инклюзивного обучения; обозначены актуальные векторы развития психолого-педагогического сопровождения, востребованные в современной инклюзивной практике.

Демакова, И. Д. От интеграции к социальной инклюзии: уникальное пространство детства Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом» / И. Д. Демакова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 42-49.

В статье анализируется многолетний опыт создания интеграционной среды корчаковского лагеря «Наш дом», в котором 30 лет проводят зимние и летние каникулы вместе со своими здоровыми сверстниками дети с ОВЗ и инвалидностью. Интеграционная среда обеспечивает процесс инклюзии – равного доступа всех детей к освоению культуры, активному участию в воспитательном процессе. Важнейшим ресурсом гуманизации жизни детей в лагере является воспитательная деятельность руководителей и вожатых, построенная на идеях великого педагога – гуманиста Януша Корчака.

Коррекционная педагогика в школе

Абкович, А. Я. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста / А. Я. Абкович ; Д. А. Сальникова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 50-59.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей формирования социально значимых бытовых навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата как части сферы жизненной компетенции. Выявлены и описаны особенности формирования навыков собственного жизнеобеспечения, проведения досуга, передвижения вне дома, хозяйственных, финансовых и школьных навыков, навыков в сфере информационно–коммуникационных технологий. Представлена уровневая дифференциация указанных навыков по степени их сформированности.

Практики воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП НОО: предварительные результаты мониторинга / А.А. Алмазова ; Е.И. Адамян ; Л.И. Адамян ; Е.Б. Колосова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 60-68.

В статье анализируется современное состояние воспитательной работы в школах, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального общего образования. Предлагается методологическое обоснование педагогического мониторинга, проведенного научной группой Института детства Московского педагогического государственного университета в 2021 г. Описывается содержание мониторинга, его процесс, состав участников, предварительные результаты. В особом внимании, по мнению авторов исследования, нуждаются обучающиеся с ОВЗ, недостаточно включенные в воспитательную деятельность, а именно школьники, обучающиеся «на дому». В то же время существуют примеры успешных региональных практик такого включения.

Ранняя помощь

Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого–педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом / Т. В. Николаева ; Н. Д. Шматко ; Ю. А. Разенкова ; М. М. Маркович. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 69-78.

В статье рассматриваются наиболее значимые и актуальные для современного этапа вопросы совершенствования коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом: раннее (с периода новорожденности) выявление детей с подозрением на снижение слуха, организация ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной помощи глухим, слабослышащим малышам, детям после кохлеарной имплантации, функционирование в современных условиях дошкольных групп для этой категории детей.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.
Тел.: (4742) 27-22-67.
E-mail: sl@lip48.ru.


 Все записи