Библиограф советует...
Научно-методический журнал «Дефектология» (№ 2, 2022).
Предлагаем вашему вниманию обзор третьего номера научно-методического журнала «Дефектология» за 2022 год.
Для удобства читателя статьи в данном номере журнала разделены на 5 разделов.
Специальная психология: исследования и практика
Кудрина, Т. П. Особые образовательные потребности слепых детей первых лет жизни: от понимания механизма нарушения психического развития к конкретизации содержания психолого–педагогической работы / Т. П. Кудрина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 3–11.
В статье рассматривается понятие «особые образовательные потребности» (ООП) применительно к слепым детям младенческого и раннего возрастов, которые согласно «Закону об образовании в Российской Федерации»[1] и ФГОС ДО[2] являются субъектами образования. Представлен взгляд на предпосылки благополучного психического развития детей первых лет жизни и успешного решения ими образовательных задач как на систему условий, способствующих предупреждению или преодолению трудностей в присвоении культурного опыта при слепоте. Конкретизируются пути удовлетворения особых образовательных потребностей слепых детей младенческого и раннего возрастов.
Коробейников, И. А. Психолого–педагогическая диагностика развития произвольного поведения и деятельности у детей с нарушениями зрения / И. А. Коробейников ; О.Г. Болдинова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 12–21.
В статье представлены содержание и структура психолого–педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровней развития произвольного поведения и деятельности детей с нарушениями зрения первого года обучения. Выявленные специфические особенности поведения связываются с характером регулятивных универсальных учебных действий у слепых и слабовидящих детей на начальном этапе школьного обучения.
Коррекционная педагогика в школе
Шулекина, Ю. А. Разработка диагностического инструментария для оценки трудностей восприятия и понимания учебного текста у учащихся с речевыми нарушениями / Ю. А. Шулекина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 22–32.
Проблема понимания учебного текста младшими школьниками с речевыми нарушениями освещена недостаточно, во многом, из–за отсутствия адекватного диагностического инструментария в методическом арсенале школьных учителей и специалистов сопровождения. В настоящей статье представлена специальная технология конструирования опросника для выявления трудностей восприятия и понимания учебного текста у детей с речевыми нарушениями, обучающимися в общеобразовательной школе. Описаны этапы ее разработки и результаты практической апробации.
Кинаш, Е. А. Изучение готовности к овладению грамотой у первоклассников с умеренной умственной отсталостью / Е. А. Кинаш. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 33–42.
В статье представлены результаты исследования начального этапа обучения элементарной грамоте первоклассников с умеренной умственной отсталостью; описана методика педагогического обследования школьников по выявлению предпосылок к овладению грамотой, включающая критерии оценки результатов; выявлены уровни готовности к овладению чтением и письмом у школьников изучаемой категории; сделаны выводы о наличии у них предпосылок к овладению грамотой на начальном этапе обучения.
Современные модели и технологии образования лиц с ОВЗ
Нурлыгаянов, И. Н. Психолого–педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 1 / И. Н. Нурлыгаянов ; Е. Н. Соломина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 43–52.
В работе представлена попытка эмпирическим путем изучить психолого–педагогические затруднения умственно отсталых обучающихся в условиях образования с применением дистанционных технологий. По результатам проведенного исследования выделена структура психических состояний у обучающихся, включающая такие обобщенные факторы, как «блокировка волевой активности», «когнитивная индифферентность», «враждебность», «истощение», а также раскрыта иерархия состояний. Проведенный контент–анализ ответов учителей, показал важную роль индивидуального подхода в организации образовательного процесса. Определены группы психолого–педагогических трудностей, связанные с материально–техническим обеспечением, семейными факторами, психофизиологическими особенностями обучающихся, с использованием технического оборудования, сложностью реализации традиционных подходов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью. Представлен обобщенный опыт в нахождении способов решения затруднений, а также в оценке результатов деятельности обучающихся.
Набокова, Л. А. Дистанционное инклюзивное обучение студентов с нарушениями слуха английскому языку: использование сценической коммуникации для развития речевых навыков / Л. А. Набокова ; С. Д. Линдунен. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 53–59.
В статье рассматриваются проблемы организации дистанционных занятий по иностранному языку со студентами с нарушениями слуха, обучающимися в инклюзивной студенческой группе. Предлагаются цифровые инструменты для работы с данной категорией студентов в условиях виртуальной аудитории. Представлено описание и результаты эксперимента по применению технологии сценической коммуникации в дистанционном формате как средства дополнительной мотивации и развития речевых навыков при обучении английскому языку студентов с нарушениями слуха.
Ранняя помощь
Дудьев, В. П. Особенности психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально–органического генеза / В. П. Дудьев. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 60–69.
В статье представлены результаты исследования психомоторики дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально–органического генеза. Раскрыты особенности их общей моторики в количественных и качественных показателях. Осуществлен анализ результатов исследования с позиций уровневого подхода, сформулированы выводы.
Профориентация и профессиональное образование
Иванова, Е. А. Модель организации профориентационной работы с обучающимися с нарушениями зрения основной школы в урочной деятельности посредством освоения предметной области «Технология» / Е. А. Иванова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 70–78.
В статье описана модель организации профориентационной работы при реализации предметной области «Технология», обеспечивающая овладение школьниками с нарушениями зрения на уровне основного общего образования межпрофессиональными и начальными профессиональными навыками; показаны возможности реализации данной модели, охарактеризован ее потенциал в создании условий для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения, выбора ими профессии и построения успешной карьеры.
Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.
г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.
Тел.: (4742) 27-22-67.
E-mail: sl@lip48.ru.