Библиограф советует...

3 августа 2022
Научно–методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» (№ 4, 2022).

обложка журнала Предлагаем вашему вниманию четвертый номер научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» за 2022 год.

В этом номере вы найдете статьи посвященных тематике, связанной с формированием навыков жизненной компетенции, значимой для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и реализации образовательных программ.

Педагогам, занимающимся психолого–педагогическим сопровождением образования детей с цереб­ральными двигательными нарушениями адресованы статьи, раскрывающие тему развития коммуникативной деятельности на разных этапах ее фор­мирования у детей с церебральным параличом и сочетанной сенсорной и двигательной патологией.

В этом номере размещены статьи о проектировании технологической карты уро­ка для детей с нарушениями слуха и об организации специальных условий реализации дисциплины «Адаптивная физическая культура».

Для удобства читателей, статьи разбиты на 3 тематические группы.

Практика специального и инклюзивного образования

Четверикова, Т. Ю. Методические аспекты проектирования сурдопедагогами технологической карты урока / Т. Ю. Четверикова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 4–11.
В материалах статьи освещается вопрос подготовки технологической карты урока с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха. Под технологической картой понимается графически отраженный проект урока, которому присущи интерактивность и алгоритмичность. Автором охарактеризованы структурные компоненты технологической карты урока, отражены методические требования к каждому из них. Особое внимание уделяется этапам урока, которые обусловлены его типом и видом. Подчеркивается, что при проектировании урока следует включать в его содержание виды деятельности, направленные на развитие у обучающихся с нарушениями слуха восприятия (слухозрительно, на слух) тематической и терминологической лексики.

Абкович, А. Я. Адаптивная физическая культура в системе общего образования обучающихся / А. Я. Абкович. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 12–18.

В статье представлены особенности преподавания учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне начального и основного общего образования. Автор затрагивает вопросы организации дифференцированных спе­циальных условий обучения детей с ОВЗ разных нозологических групп на уроках адаптивной физической культуры.

Вечканова, И. Г. Комплексный интегративный подход к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. Г. Вечканова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 19–28.

В статье рассматриваются возможности коррекционноразвивающей и психологопедагогической работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием игровых технологий в структуре проектной деятельности, реализуемой на основе комплексного интегративного подхода. Рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях групп комбинированной направленности, представлено описание проекта, разработанного на основе детского игрового комплекта «Азбука железной дороги». Статья адресована методистам и педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования, может быть полезна студентам направления «Специальное (дефектологи­ческое) образование».

Технологии диагностики и коррекции

Крутякова, Е. Н. Особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативная готовность к школьному обучению детей с церебральным параличом / Е. Н. Крутякова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 33–39.
Статья посвящена проблеме соответствия коммуникативной компетентности младших школьников с церебральными двигательными нарушениями задачам обучения на этапе начального общего образования.

Акулина, А. В. Оценка сформированности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению / А. В. Акулина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 40–50.

В статье обсуждается значимость сформированных навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития (ЗПР) к школьному обучению. Приводятся результаты исследования с применением разработанной методики оценки сформированности навыков жизненной компетенции: развития у ребенка адекватных возрасту представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладения социально–бытовыми умениями; овладения навыками коммуникации; осмысления картины мира; осмысления своего социального окружения и социальных ролей. Делается вывод о наличии у дошкольников с ЗПР особых образовательных потребностей в данной сфере, о необходимости разработки специального курса занятий по формированию исследуемых навыков и стимулирования их применения в повседневной жизни.

Симонова, Т. Н. Проблемы формирования представлений о себе в аспекте пространственного образа «я» у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития: теоретико–методологическое обоснование / Т. Н. Симонова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 51–61.
В статье поднимаются актуальные для специальной педагогики проблемы формирования представлений о себе в аспекте пространственного образа «Я» у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития. Предпринят междисциплинарный анализ научной литературы по феноменологии, семантике и структуре конструкта «образ «Я» у детей с нормативным и отклоняющимся развитием в исторической ретроспективе и в современном прочтении. Представлена авторская точка зрения на необходимость его изучения у данной категории детей на соматосенсорном, сенсомоторном и социально–личностном уровнях, необходимых им в повседневной жизни.

Психолого–педагогическая абилитация

Сальникова, Д. А. Практические аспекты использования телесно–тактильной коммуникации в коррекционно–развивающей помощи детям с двигательными нарушениями в структуре ТМНР / Д. А. Сальникова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 62–71.
В статье представлен материал исследования телесно–тактильной коммуникации группы детей с двигательными нарушениями в структуре ТМНР. Автором приведено систематизированное описание проявлений телесно–тактильной коммуникации, полученных посредством видеоанализа, приведена интерпретация коммуникативной деятельности детей, определены особенности ее развития.

Если вас заинтересовал журнал, обращайтесь в Липецкую областную специальную библиотеку для слепых, в Тифлоинформационный отдел.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lib48.ru.



 Все записи