Библиограф советует...

27 июля 2022
Научно методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 2, 2022)

обложка журналаПредлагаем вашему вниманию обзор статей научно–методического журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 2, 2022).

Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Серебрякова, Н. В. Современные тенденции диагностики и коррекции заикания – обсуждение проблемы за круглым столом / Н. В. Серебрякова ; Г.Р. Шашкина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 4–9.

В статье анализируются современные педагогические технологии диагностики темпо–ритмической организации речи дошкольников с заиканием, организация комплексной медико–психолого–педагогической помощи детям с заиканием в разных типах учреждений, определяется роль логопеда и психотерапевта, а также педагогов образовательных организаций и родителей в коррекции речи дошкольников с заиканием, представлены основные направления логопедической работы по профилактике темпо–ритмических нарушений; проанализировано содержание коррекционных занятий по преодолению темпо–ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием, психотерапевтические и логоритмические технологии в коррекции заикания в России.

Рау, Е. Ю. Логопсихология в реабилитации лиц с заиканием разного возраста (авторский подход) / Е. Ю. Рау. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 10–17.

В статье представлены теоретические основы прикладных научных исследований и технологических разработок трансдисциплинарного характера, предложенных за последние 15 лет специалистами, работающими в области логопсихологического (логопсихокоррекционного) подхода. Данный подход рассматривается с позиций разных научных дисциплин психологической науки (психолингвофизиологии, психологии личности, социальной психологии), интегрированной в логопедическую науку на модели изучения одного из наиболее тяжелых речевых нарушений – заикания. Данная патология рассматривается с позиций теории коммуникации, ее нарушения и коррекции при заикании. В работе подчеркивается актуальность и обоснованность применения интегративных технологий (комбинированного воздействия) в процессе логопсихокоррекции заикающихся разного возраста, в связи с учетом сложной, комбинированной структуры данной патологии.

Любимова, Е. С. Научные взгляды на совершенствования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Любимова ; В.Д. Камнева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 17–23.

В статье представлен теоретический анализ психолого–педагогической литературы, как отечественных, так и зарубежных ученых, по изучению проблемы формирования и совершенствования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Описаны результаты диагностического эксперимента по выявлению уровня сформированности самостоятельности и трудовых навыков у дошкольников с ОВЗ, даны рекомендации для педагогов и родителей по совершенствованию трудовых навыков у дошкольников с ОВЗ.

Психолого–педагогическая диагностика

Садовникова, Е. Н. Логопсихокоррекционный курс с заикающимися детьми как вариант эффективной психолого–педагогической помощи / Е. Н. Садовникова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 24–32.

Логопсихокоррекционный курс является частью психолого–педагогической системы, включающей также логопсиходиагностику. Это первая подобная разработка, в области коррекции личности и речи младших школьников и дошкольников с заиканием, защищённая на уровне ВАК в 2001г. В настоящее время данная система для детей от 5–ти до 10–ти лет. В работу включаются, как сами заикающиеся дети, так и их родители. В логопсихокоррекционной работе, базирующейся на данных диагностики, часто сочетаются в одних методах и приёмах психологическое, логопедическое, педагогическое и нейропсихологическое воздействия. Система эффективна в отношении всех «эволюционных» клинических форм заикания.

Артемова, С. А. Модернизация технологии формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи / С. А. Артемова ; Ю.С. Шашунова; Н.Н. Стаханова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 32–39.

В статье анализируются понятия коммуникация, речь как средство коммуникации. Представлены результаты опытно–экспериментальной работы по изучению процесса модернизации технологии формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Ларина, Е. А. Технологии формирования элементарных синтаксических конструкций у детей дошкольного возраста с моторной алалией / Е. А. Ларина ; П. Дорожукова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 40–50.
Статья посвящена анализу логопедических технологий формирования элементарных синтаксических конструкций у детей дошкольного возраста, имеющих моторную алалию. В статье рассмотрены методики таких авторов, как В.А. Ковшиков, Г.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович, Т.В. Башинская, Т.В. Пятница, С.Е. Большакова. Обосновано применение нейропсихологических методов коррекции синтаксиса авторов Т.Г. Визель, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович.

Методическая копилка

Уварова, Т. Б. Фонетические ритмо–рифмовки в работе с заикающимися дошкольниками / Т. Б. Уварова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 51–56.

В статье представлены различные точки зрения отечественных исследователей на проблему заикания и разнообразные подходы к его коррекции. Рассмотрены психологические особенности личности заикающихся. Предложен авторский приём – применение фонетических ритмо–рифмовок в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.

Преснова, О. В. Направления программно–методических разработок по коррекции темпо–ритмических нарушений речи в ГБУ ГППЦ ДОНМ / О. В. Преснова ; И.А. Грушина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 57–60.

В статье раскрываются направления программно–методических разработок по коррекции темпо–ритмических нарушений речи. Описаны Программы, которые создавались в различные временные периоды работы организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста с темпо–ритмическими нарушениями речи.

Галенко, Е. Н. Кинезиология в коррекционно–педагогическом сопровождении лиц с выраженными нарушениями интеллекта / Е. Н. Галенко. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 61–64.

Статья посвящена популяризации кинезиологии и использованию кинезиологических упражнений в коррекционно–педагогическом сопровождении лиц с выраженными нарушениями интеллекта.

Межпредметные области коррекционной педагогики

Козырева, О. А. Изучение сформированности инклюзивной культуры подростков / О. А. Козырева ; Д.О. Козырева; Е.О. Козырева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 65–73.

Инклюзивное образование успешно реализуется в РФ уже много лет, однако некоторые авторы в своих локальных исследованиях продолжают выявлять неоднозначные реакции со стороны родительского и детского сообщества. Они касаются целесообразности совместного обучения детей с ОВЗ и без особенностей здоровья и развития (в частности, с умственной отсталостью и сложными (сочетанными) дефектами). И необходимости создания специальных условий для указанных категорий обучающихся в коррекционных образовательных организациях. Анализ инклюзивной культуры приводит к ее пониманию как синергетической системы. Она транслирует такие ценности как гуманизм, толерантность, культуру соучастия и принятия инаковости, выступающими в качестве гарантов успешности инклюзивного (включающего) образования. В данной статье представлено изучение сформированности инклюзивной культуры подростков. Обозначены причины позитивного отношения к инклюзивной культуре и барьеры, мешающие ее становлению.

Теплухин, А. В. Психологические аспекты формирования личности подростков с шизоидной психопатией / А. В. Теплухин. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 73–77.

Статья посвящена проблеме социализации и адаптации подростков с шизоидной психопатией в условиях инклюзивного образования. Актуальность проблемы определяется распространенностью появления детей с психопатическим поведением, в частности с шизоидной психопатией, в образовательном процессе среди учащихся массовых школ. В статье предлагаются способы компенсации характерологических особенностей и аффективных проявлений.

Психолого–педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ

Сайкова, С. С. О дистанционной помощи семье, воспитывающей ребенка с заиканием / С. С. Сайкова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 78–83.

В настоящее время семья, сталкиваясь с проблемой возникновения заикания у ребенка, часто не имеет возможности получить квалифицированную помощь по месту жительства. Известно, что в ряде случаев заикание у детей успешно преодолевается созданием благоприятных условий в семье. В иных случаях, когда необходимыми оказываются занятия с логопедом–заикологом, правильно организованный охранительный и речевой режим в семье будет способствовать закреплению навыков плавной речи вне условий занятия. Консультативная и сопровождающая помощь семье может быть оказана в дистанционном режиме.

Ларина, Е. А. Практика психолого–педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможности здоровья и/или инвалидностью в труднодоступных территориях сельских муниципальных образованиях / Е. А. Ларина ; Е.А. Фиц. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 83–88.
В статье поднимаются вопросы оказания социально–реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности. Рассматриваются основные направления деятельности «Службы ранней помощи» по оказанию психолого–педагогической поддержки с ограниченными возможностями здоровья семьи ребенка в Солнечном районе Хабаровском крае.

Терентьева, Т. С. Система комплексной помощи детям с заиканием и их родителям в условиях дошкольного образовательного учреждения / Т. С. Терентьева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 89–94.

В статье представлен опыт работы по коррекции заикания у дошкольников 5–7 лет в условиях логопедической группы; раскрывается система комплексной помощи заикающимся детям и их родителям.

Из опыта работы

Родионова, С. А. Социализация и адаптация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально–бытовой ориентировки и основах социальной жизни / С. А. Родионова ; Н. Понарина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2022. – № 2. – С. 95–100.

Статья подготовлена на основе опыта работы с обучающимися с ОВЗ по подготовке к самостоятельной жизни на уроках СБО и основах социальной жизни. Авторы делятся приемами, методами и формами коррекционной работы.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи