Библиограф советует...

29 июня 2022
Научно–методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» (№ 3, 2022).

В этом номере научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» вы найдете статьи, адресованные практикам, работающим с детьми с различными нарушениями развития. В них раскрываются методические подходы к обучению и психолого–педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевая статья номера посвящена вопросам разработки структурных компонентов технологической карты урока по важным направлениям обучения глухих школьников на уровне основного общего образования.

Для удобства читателей, статьи разбиты на 4 тематические группы.

Практика специального и инклюзивного образования

Яхнина, Е. З. О проектировании технологической карты коррекционно–развивающего занятия по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся / Е. З. Яхнина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 4–13.

В статье рассматриваются актуальные вопросы проектирования технологической карты коррекционно–развивающих занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» и «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при реализации АООП НОО и АООП ООО глухих обучающихся.

Инденбаум, Е. Л. «Тетрадки плюс» в обучении первоклассников с задержкой психического развития (Часть 2) / Е. Л. Инденбаум ; А. А. Гостар; И.О. Позднякова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 14–27.

Статья продолжает описание особенностей обучения первоклассников с задержкой психического развития с помощью «Тетрадок плюс». Во второй части даются рекомендации для включения тетрадей или заложенных в их содержание методических подходов в коррекционно–образовательный процесс при обучении предметам «Русский язык» и «Математика». Статья адресована учителям начальных классов, может быть полезна преподавателям дефектологических факультетов, студентам, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Технологии диагностики и коррекции

Бабина, Г. В. Идеомоторика дошкольников с нарушениями речи: теоретические и методические аспекты исследования / А.В. Денисова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 28–40.

В статье проанализированы концептуальные подходы к рассмотрению феномена «идеомоторика», раскрыты психологические, психофизиологические, лингвокогнитивные основы исследования идеомоторного праксиса у детей дошкольного возраста. Цель публикации – теоретическое обоснование и описание модели исследования идеомоторного праксиса и сенсомоторных функций у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. В работе раскрывается структура и содержание модели исследования, которая представлена двумя разделами: первый ориентирован на оценку уровня развития идеомоторного праксиса, второй – сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста. Предложены шкалы оценивания экспериментальных данных; показана значимость применения предлагаемой модели исследования для диагностики и квалификации нарушений идеомоторного развития детей рассматриваемой категории.

Кошечкина, Т. В. Алгоритм организации логопедического обследования: направления и задачи работы специалиста / Т. В. Кошечкина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 41–48.

В статье предлагается в виде матрицы задач последовательность подготовки и проведения логопедического обследования ребенка дошкольного возраста. Выделены и подробно описаны задачи в рамках четырех направлений работы учителя–логопеда. Представлены условия, в которых релевантен данный алгоритм действий. Материал статьи может быть полезен начинающим логопедам.

Микляева, Н. В. Использование тестов Н.И. Озерецкого в диагностике и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Микляева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 49–55.

В статье раскрывается исторический аспект разработки мотометрической шкалы и батареи тестов Н.И. Озерецкого, обобщаются направления их использования в практике работы специалиста коррекционного профиля, приводятся конкретные примеры диагностических и психокоррекционных заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого–педагогическая абилитация

Головчиц, Л. А. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого–педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями / Л. А. Головчиц ; М.В. Переверзева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 56–67.

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания образования детей дошкольного возраста, имеющих сложные сенсорные нарушения. Основное внимание уделено вопросам проектирования индивидуальных программ коррекционной работы (ИКПР): анализируются этапы работы, роль участников педагогического процесса, конкретное наполнение целевого, организационного и содержательного разделов ИПКР.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Стребелева, Е. А. Консультирование особого ребенка как одна из форм помощи семье: результаты исследований / Е. А. Стребелева ; Е.А.Кинаш. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 3. – С. 68–75.

В статье представлен опыт консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты организационные вопросы и этапы консультирования. Выделены профессиональные компетентности специалиста–дефектолога, важные для консультативной деятельности при работе c особым ребенком и для оказания помощи родителям. Обобщены рекомендации специалиста–дефектолога для родителей по воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи