Библиограф советует...

1 июня 2022
Научно-методический журнал «Дефектология» (№ 2, 2022).

Специальные информационные и ассистивные технологии

Орлова, О. С. Применение мобильного приложения Vocalipy для альтернативной и аугментивной коммуникации в системе реабилитации пациентов после хирургического лечения опухолей головы и шеи / О. С. Орлова ; Д.В. Уклонская; О.Д. Минаева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 3–11.

Рассмотрена специфика применения мобильного приложения Vocalipy как средства альтернативной и аугментивной коммуникации (ААК) при приобретенных нарушениях внешнего оформления высказывания, обусловленных грубыми анатомическими постоперационными дефектами органов голосообразования и артикуляции. Показана целесообразность и эффективность его использования не только в послеоперационном периоде, но и как средства пререабилитации для разных категорий пациентов в зависимости от тяжести речевого расстройства.

Специальная психология: исследования и практика

Бабкина, Н. В. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина ; А.Д. Вильшанская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 12–22.

В статье анализируются и систематизируются особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования. Показано, что выделенные группы образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на разных уровнях образования имеют преемственные связи, обусловленные выраженностью, характером и структурой нарушения при данном виде психического дизонтогенеза, Вместе с тем, выявлено, что образовательные потребности для каждого периода обучения не идентичны и трансформируются в соответствии с возрастными особенностями детей с ЗПР и требованиями образовательной программы. Делается вывод о необходимости разработки совокупности специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на каждом уровне образования.

Вечканова, И. Г. Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И. Г. Вечканова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 23–31.

В статье анализируются подходы к пониманию сущностных характеристик абилитации в междисциплинарном пространстве медицинской, социологической, психолого–педагогической литературы, которые важны для определения целевых и содержательных ориентиров коррекционно–образовательной работы с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР). Показана роль игры как особого ресурса абилитации. Обосновывается необходимость разработки интегративной модели использования игровых технологий в абилитационной среде дошкольного образования детей с ЗПР.

Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 1. / С. М. Валявко ; Ю.Ю. Макогонова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 32–41.

В контексте задач реализации личностно–ориентированного подхода к преодолению нарушений развития, характерных для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) исследуется связь антиципационной состоятельности данной категории детей с различными формами агрессивного поведения. Содержание исследования представлено в двух сообщениях. В настоящей статье отражены результаты сравнительного анализа особенностей прогностической деятельности дошкольников с ОНР и их сверстников с нормотипическим развитием.

Типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями /в условиях цифровой образовательной среды/: эмпирическое исследование / А.В. Закрепина; Е.А. Стребелева; Е.А. Кинаш и др. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 42–52.

В статье1 описаны результаты эмпирического изучения особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях современной цифровой образовательной среды: представлена уровнево–типологическая характеристика образовательных потребностей, проявляющихся при использовании информационно–образовательных средств и связанных с организационно–управленческой, образовательной и коммуникативной деятельностью в процессе овладения программным материалом.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями

Разенкова, Ю. А. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю. А. Разенкова ; А.В. Павлова; Н.В. Романовский. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 53–65.

В статье представлены результаты исследования 92 335 семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью на территории Российской Федерации. Проанализированы структура потребностей семей, связанных с обучением и воспитанием ребенка, а также возможности их удовлетворения образовательными организациями, ППМС центрами; показана необходимость обеспечения вариативной психолого–педагогической и социальной поддержки семьи, направленной на удовлетворение потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью.

История, теория и методология специальной педагогики

Моргачева, Е. Н. Эволюция знаний о легких степенях интеллектуальной недостаточности в зарубежной и отечественной науке / Е. Н. Моргачева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 66–74.

В статье представлен анализ становления знаний о легких нарушениях интеллектуального развития в зарубежных и отечественных исследованиях. Охарактеризованы отдельные формы интеллектуальной недостаточности, рассмотрены позиции научных школ, а также дискуссионные вопросы. Знание данных аспектов изучения феномена умственной отсталости позволит отечественным специалистам, занимающихся разработкой проблем психического дизонтогенеза, более полно ориентироваться в исторических предпосылках современного научного знания.

Памятные даты

К 70–летию со дня рождения Тамары Геннадиевны Богдановой. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 75–76.

Статья посвящена 70–летию со дня рождения доктора психологических наук, сурдопсихологу, профессору Тамаре Геннадьевне Богдановой.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи