Библиограф советует...

21 апреля 2022
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (№ 2, 2022).

Предлагаем вашему вниманию новый номер научно-методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» (№ 2, 2022).

В журнале опубликованы выдержки из Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Также статьи номера освещают значимые вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности и тяжелыми множественными нарушениями развития на разных возрастных этапах.

Практика специального и инклюзивного образования

Алышева, Т. В. Особенности изучения сложения и вычитания чисел обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах / Т. В. Алышева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 4–16.

В статье представлена система работы по изучению сложения и вычитания чисел в пределах 10, 20, 100 обучающимися с легкой умственной отсталостью. Показаны особенности организации образовательной деятельности в 1–4 классах с использованием современных специальных учебников математики в целях достижения планируемых предметных результатов в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Никандрова, Т. С. Использование сенсорных игр и упражнений для формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста с когнитивными нарушениями / Т. С. Никандрова ; А. А. Мерзликина ; Ю. В. Назаркина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 21–31.

В статье рассматриваются возможности использования сенсорных игр и упражнений в работе по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью. Представлена классификация сенсорных игр и упражнений, разработанная на основе практического опыта их использования в образовательной деятельности.

Новости

Утверждена концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей–инвалидов на период до 2025 года. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 17–20.

Правительство РФ утвердило концепцию развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей–инвалидов, на период до 2025 года (распоряжение от 18 декабря 2021 г. № 3711–р). В статье приведен раздел I, который устанавливает общие положения, и раздел IV относящийся к комплексной реабилитации и абилитации детей–инвалидов.

В данном документе определены цель, задачи, приоритетные направления и механизмы ресурсного обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обозначены этапы ее реализации. Дано описание специфики реабилитации и абилитации детей-инвалидов, независимо от степени нарушения их здоровья и заболевания, ставшего его причиной; указаны приоритетные направления в решении проблем детской инвалидности.

Технологии диагностики и коррекции

Шичанина, О. В. Особенности объяснения значения слова детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / О. В. Шичанина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 46–51.
Статья посвящена изучению особенностей объяснения значений слов детьми дошкольного возраста близких состояний дизонтогенеза: общего недоразвития речи и задержки психического развития. Приведены результаты специального исследования данной проблемы. Обоснована корреляция результатов исследования с положениями о первичном нарушении развития данных категорий детей.

Психолого–педагогическая абилитация

Гнеденко, Я. С. Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в психолого–педагогическом сопровождении детей и подростков с ТМНР и нарушениями поведения в условиях стационарных учреждений социального обслуживания / Я. С. Гнеденко ; О. В. Караневская ; Т. В. Кочетова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 52–66.

В статье представлен опыт внедрения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в групповые и индивидуальные формы работы с детьми и подростками с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), имеющими нарушения поведения, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания. Приводятся экспериментальные данные, способствующие повышению количества коммуникативных навыков доступных воспитанникам с ТМНР.

Яковлева, Г. В. Механизмы управления качеством инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 2. – С. 67–77.

В статье описаны механизмы, обеспечивающие качество инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), включающие в себя: управление созданием и развитием инклюзивной безопасной образовательной среды ДОУ, обеспечение готовности педагогов к организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами внешнего и внутрифирменного повышения квалификации, программно–методическое обеспечение коррекционно–образовательного процесса, обеспечение взаимодействия воспитателя и специалистов инклюзивной группы, включение родителей в инклюзивный коррекционно–образовательный процесс, создание и применение инструментального обеспечения оценки качества инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых: г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69.

Тел.: (4742) 27-22-67.

E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи