Библиограф советует...
Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 1, 2022).
Предлагаем вашему вниманию обзор статей научно–методического журнала «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 1, 2022).
Актуальные проблемы коррекционной педагогики
Васенков, Г. В. Методологические аспекты общих и специфических путей профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития / Г. В. Васенков. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 4-13.
Статья посвящена актуальным проблемам профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием в плане их социализации в обществе. Автором на основании проведенной оценки состояния современных проблем профессиональной подготовки данного контингента учащихся коррекционных школ, выделяются направления согласно требований ФГОС к модели выпускника, а также стратегии и тактики в развитии современной коррекционной школы. Опираясь на научно-практический опыт работы, автором статьи представлено содержание проектной деятельности, направленной на повышение качественных и количественных показателей в работе.
Скира, Е. В. Педагогические условия формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики / Е. В. Скира. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 14-17.
В статье описаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Представлены приемы практической работы на уроках математики.
Виттманн, Хельмут. Инклюзия через разнообразие подходов к обучению в школах Баварии (Германия) / Х. Виттманн. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 17-26.
В статье представлен эволюционный путь инклюзивного образования в Баварии (Германии). Дается подробный алгоритм развития, формы и модели, принципы инклюзии как позитивного понятия совместной жизнедеятельности людей во всем многообразии их особенностей.
Ларина, Е. А. Исследование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией / Е. А. Ларина ; Е. В. Лаптева. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 27-33.
Данная статья посвящена проблеме изучения сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. В ней представлено описание типологических функционально значимых просодико-интонационных ошибок на уровне восприятия, воспроизведения и дифференциации просодических показателей.
Психолого-педагогическая диагностика
Шаповалова, О. Е. Изучение самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / О. Е. Шаповалова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 34-40.
Данная статья направлена на обобщение опыта изучение самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья важнейшего качества личности, оказывающего серьезное влияние на процесс социализации ребёнка вне зависимости от типа его развития.
Приведены апробированные в психологии методики, их модификации и оригинальные авторские разработки, которые могут успешно использовать при осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с oгpaничейными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования.
Воронкова, В. В. Дифференцированный подход к умственно отсталым школьникам в процессе обучения столярному делу / В. В. Воронкова ; А. В. Макаров. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 41-51.
Данная статья посвящена обучению школьников с легкой умственной отсталостью столярному делу. Авторами представлены данные изучения возможности трудовой подготовки обучающихся 7 класса городского округа Клин, получения ими образования и трудового обучения в современных условиях.
Сатари, В. В. Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Сатари ; И.П. Игнатова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 52-86.
В данной работе речь пойдет о детях с нарушениями развития. Одним их факторов успешной коррекционно-развивающей работы с такими детьми является проведение комплексной диагностики междисциплинарной команды специалистов. Данная работа актуальна как для специалистов специализированных реабилитационных и образовательных учреждений, так и для инклюзивных школ.
Парфенова, В. В. Театр как феномен жизненного мира ребенка с выраженными нарушениями интеллекта / В. В. Парфенова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - 87-94.
Автор статьи предлагает повысить эффективность внеурочной деятельности детей с выраженными нарушениями интеллекта путём создания педагогической модели, основанной на феноменах их жизненного мира. В качестве одного из таких феноменов рассматривается театр. Представлены результаты глубоких интервью с классными руководителями-организаторами внеурочной деятельности и экспериментального исследования представлений детей данной категории о театре, их опыта участия в театрализованной деятельности и эмоционального отношения к ней, которые наряду с анализом литературы по проблеме позволяют сделать вывод, что театр может стать одним из основных компонентов модели внеурочной деятельности.
Федорова, О. Л. Клинико-психологические особенности детей с гидроцефалией / О. Л. Федорова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 94-97.
Гидроцефалия является одним из наиболее частых неврологических заболеваний детей, которое оказывает негативное воздействие на психическое развитие ребенка. В связи с этим актуальным является анализ клинико-психологических особенностей детей с гидроцефалией. Было выявлено, что наиболее часто описываемыми расстройствами при гидроцефалии являются нарушения внимания и речи, а также поведенческие проблемы.
Методическая копилка
Новоселова, Е. Е. Подготовка к государственной итоговой аттестации через использование возможности платформы DISCORDAPP, бесплатных интернет-ресурсов при электронном обучении детей с нарушением зрения / Е. Е. Новоселова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 98-101.
Статья содержит обзор образовательных платформ и сервисов с точки зрения организации учебного процессе в дистанционном формате и средств оценивания его результатов.
Межпредметные области коррекционной педагогики
Никулин, А. В. Особенности проявления синдрома выгорания у медицинских работников, работающих с больными коронавирусной инфекцией в «красной зоне» / А. В. Никулин. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 102-108.
Проблема психологического выгорания у медицинских всегда была достаточна актуальной, что доказывается большим количеством научных трудов по данному вопросу, а в последние два года актуальность возросла в связи с развитием пандемии COVID-19. Проведенное исследование среди медицинских сотрудников, работающих с больными коронавирусной инфекцией в «красной зоне» Городской клинической больницы № 40 Департамента здравоохранения города Москвы, позволило определить основные ведущие симптомы выгорания исследуемых респондентов.
Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.
г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru