Библиограф советует...

24 марта 2022
Научно – методический журнал «Дефектология»

 

Специальная психология: исследования и практика

Дорофеева, О. В.  Особенности становления деятельностной готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи на примере дидактических игр / О. В. Дорофеева ; О. Е. Грибова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 3–14.

В статье представлены результаты изучения процесса формирования деятельностной готовности к обучению в школе детей 6–го года жизни на материале дидактических игр. Сопоставительный количественно–качественный анализ уровня сформированности компонентов «мотивация», «контроль», «планирование» и «самостоятельность» у детей с общим недоразвитием речи и без общего недоразвития речи позволил выявить специфику их становления у данных категорий дошкольников.

Федосеева, А. М. Особенности эмоционально–волевой саморегуляции у подростков с задержкой психического развития / А. М. Федосеева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 15–27.

В статье представлены результаты case study особенностей эмоционально–волевой саморегуляции подростка с задержкой развития, которая рассматривается как возможность самостоятельного переживания в качестве новообразования подросткового возраста. Проведен сравнительный анализ становления эмоциональной саморегуляции при нормативном и задержанном развитии; выдвигаются гипотезы о причинах особенностей социализации подростков с задержанным развитием.

Заиграева, Н. В. Индивидуальные различия в осознании агрессивности у подростков с легкой степенью умственной отсталости / Н. В. Заиграева ; М. А. Фирсова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 28–36.

В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие о различиях в осознании агрессивности подростками с нарушением интеллекта и ее дифференцированных проявлениях в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Адекватная оценка собственной агрессивности является положительным маркером формирования межличностных отношений. Полученные сведения могут способствовать повышению качества психологического сопровождения умственно отсталых подростков как в условиях коррекционной школы, так и в условиях инклюзивного образования.

Ильина, С. Ю. Оценка речевой компетентности младших школьников с задержкой психического развития на материале письменных текстов / С. Ю. Ильина ; А. Зарин ; М. А. Чеботова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 37–45.

Оценка речевой компетенции проводилась по двум критериям: соответствие предложенной теме и полнота ее раскрытия; наличие/отсутствие коммуникативного намерения и полнота его реализации. По данным пилотного экспериментального исследования учащихся 4–х и 5–х классов с задержкой психического развития, установлена неравномерность овладения ими речевой компетенцией: при раскрытии темы были отмечены более высокие достижения, чем в ходе реализации коммуникативного намерения. При этом у учащихся 5-х классов способность к определению своего коммуникативного намерения и его реализации характеризуется большей стабильностью и устойчивостью.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Белякова, Л. И. Возрастные закономерности формирования речевого динамического стереотипа / Л. И. Белякова ; Ю. О. Филатова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 46–52.

В статье описаны теоретические предпосылки, процедура и результаты исследования речедвигательного стереотипа как результата действия функциональной системы речи. Представлены данные изучения биоэлектрической активности мышц артикуляционного и дыхательного отделов периферического речевого аппарата, как показатели процесса формирования стереотипии в двигательном речевом действии. Выявлены определенные возрастные закономерности становления речевого динамического стереотипа в онтогенезе, что может способствовать разработке педагогических технологий формирования компенсаторных речевых механизмов.

Таранушенко, Т. Е. Успеваемость и оценка высших психических функций школьников с рецидивирующими респираторными инфекциями / Т. Е. Таранушенко ; Е.А. Теппер; В.Т. Манчук. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 53–59.

В статье представлены результаты динамической оценки успеваемости и высших психических функций школьников с рецидивирующими респираторными инфекциями на начальном этапе школьного обучения и при переходе на предметное обучение. Показано нарастание доли школьников с низкими значениями активности и самостоятельности в познавательной и социальной деятельности, мотивации и успешности в учебе, логического мышления, внимания и работоспособности. Характерными особенностями детей данной категории при переходе их на предметное обучение являются снижение коммуникативных способностей  и высокий уровень тревожности.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Гаранина, Л. А. Анализ образовательного пространства системы ранней помощи Курского региона в контексте подготовки кадров / Л. А. Гаранина ; Т. Г. Зубарева; Е. Н. Российская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 60–69.

В статье представлено описание процесса становления региональной системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или риском отклонений в психофизическом развитии. Рассматриваются ключевые вопросы организации системы, ее структурные звенья, целевые ориентиры, форматы подготовки специалистов в сфере ранней помощи и возможные перспективы ее развития.

Памятные даты

К юбилею Елены Антоновны Стребелевой. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 70–71.

Е. А. Стребелевой – доктору педагогических наук, профессору, главному научному сотруднику Института коррекционной педагогики РАО в декабре 2021 года исполнилось 80 лет. С ее именем связан важный этап развития отечественной дошкольной дефектологии.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи