Библиограф советует...

10 марта 2022
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

Обложка журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" 2022, № 1Статьи данного номера журнала раскрывают проблемы организации логопедической диагностики и коррекционно-педагогической помощи категориям детей с множественными нарушениями развития: с врожденными аномалиями строения губы и нёба, расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития, вызванными выраженными нарушениями слуха и зрения. Вниманию читателей также предлагаются рекомендации по организации условий воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

Также в номере есть методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации 08.11.2021 г.

Нормативные документы

Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 4-12.

В данной статье подробно отражены вопросы обеспечения условий доступности в организациях отдыха и оздоровления для различных нозологических групп детей с ОВЗ, определены основные этапы проведения инклюзивных смен, указаны медицинские и кадровые аспекты их организации.

Практика специального и инклюзивного образования

Левченко, И. Ю. Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы / И. Ю. Левченко ; В. Е. Агаева. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 16–27.

В статье раскрывается содержание ранней логопедической помощи детям с врожденными расщелинами губы и нёба, которая основана на семейно-центрированном подходе, осуществляется на профилактическом этапе и является основополагающей для последующего коррекционно-развивающего воздействия. Эффективность предлагаемой методики доказана на основном этапе логопедической работы по формированию произношения у детей данной категории.

Туманова, Т. В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей 6–7 лет с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Туманова ; Т. Б. Филичева ; А. В. Соболева. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 28-35.

В статье определен научный подход к развитию персонификации в проблемном поле логопедии. Дана характеристика персонифицированного подхода в работе с детьми, имеющими коморбидные нарушения речи, языка и коммуникации. Представлен персонифицированный подход в логопедической работе с детьми 6–7 лет, имеющими расстройства аутистического спектра. Обозначены приемы и технологии персонифицированного воздействия на начальном этапе вызывания речи у неговорящих детей с РАС. Определены условия и средства персонифицированной логопедической работы. Продемонстрированы учебные ситуации реализации персонифицированного подхода в логопедической работе.

Технологии диагностики и коррекции

Лаврова, Г. Н. Особенности педагогической диагностики детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г. Н. Лаврова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 36–47.

В статье рассматривается технология педагогической диагностики детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с целью отбора конкретного содержания воспитательной и коррекционно-образовательной работы, направленной на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Психолого-педагогическая абилитация

Головчиц, Л. А. Офтальмо-эргономические рекомендации к процессу образования дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц ; Л. И. Кириллова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 48-57.

В статье дана характеристика нарушений зрения, которые наблюдаются у глухих и слабослышащих дошкольников; представлены рекомендации по организации условий их воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях.

Подготовка специалистов

Бочкарева, Т. А. Выявление особенностей отражения в программном материале компонентов коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в ракурсе профессиональной подготовки логопедов / Т. А. Бочкарева. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 58-66.

В статье с использованием специально разработанной аналитической модели выявляются особенности отражения в программном материале компонентов коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и возможные трудности, возникающие при работе с программами у начинающих логопедов.

Полякова, Н. П. Оценка современного состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих АООП ООО для слепых обучающихся / Н. П. Полякова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 1. - С. 67-77.
В статье определена специфика деятельности учителя в преподавании русского языка слепым обучающимся, приводятся результаты оценки состояния профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи