Библиограф советует...

18 февраля 2022
Научно – методический журнал «Дефектология»

Предлагаем вашему вниманию обзор статей научно-методического журнала «Дефектология» № 6 за 2021 год.

Специальная психология: исследования и практика

Стебляк, Е. А. Подход к развитию картины социального мира в сознании подростков с легкой умственной отсталостью: логика конструирования и результаты экспериментальной апробации / Е. А. Стебляк. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 3-14.

В статье обосновывается необходимость теоретико-прикладных разработок коррекционно-развивающего воздействия, направленного на развитие картины социального мира умственно отсталых подростков. Дается очерк основных результатов исследований индивидуально-типических особенностей картины мира и социальных представлений умственно отсталых лиц. Излагаются критерии мониторинга владения умственно отсталыми подростками семантикой социальных и ментальных концептов. Освещается логика конструирования подхода к развитию картины социального мира умственно отсталых подростков с учетом присущей им индивидуальной и социокультурной семантики концептов. Представляются результаты экспериментальной апробации педагогического дискурсивного воздействия, разработанного на основе подхода.

Исследование специфики проявлений стереотипного поведения у детей с РАС 6-7 лет в условиях групповых занятий в очном и дистанционном формате обучения / С. А. Тюшкевич ; А. А. Мовчан ; Ю. И. Ерофеева [и др.]. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 15-25.

В статье представлены результаты пилотного исследования специфики проявлений стереотипного поведения у детей с РАС в процессе группового занятия по подготовке к школе в очном и дистанционном формате. Анализ полученных видеоматериалов с использованием специально разработанного алгоритма и бланка оценивания поведения показал неравномерность распределения эпизодов стереотипного поведения в процессе урока и связь выраженности этих проявлений с характеристиками учебной деятельности.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Екжанова, Е. А. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля / Е. А. Екжанова ; О. В. Медведева. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 26-35.

В статье рассмотрена значимость логопедической работы с детьми различных возрастных групп, являющихся пациентами нейроонкологического профиля. Использован специальный диагностический инструментарий, применяемый в логопедической работе с детьми данного профиля. Представлены результаты исследования детей по шкале оценки дизартрии как инструмента коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, страдающими опухолями головного мозга и гемобластозами, а также рекомендации по коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля.

Коррекционная педагогика дошкольного возраста

Николаева, Т. В. Методика оценки достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования / Т. В. Николаева. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 36-47.

В статье представлена методика психолого-педагогического обследования, направленная на оценку достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования. Раскрываются цель, возможности применения созданного диагностического инструментария; содержание, процедура и методы проведения обследования социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития, игровой деятельности ребенка.

Коррекционная педагогика в школе.

Полякова, Н. П. Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н. П. Полякова ; В. И. Трофимова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 48-56.

В статье представлены методика и результаты экспериментального изучения чувственного опыта слепых подростков, сделана попытка интерпретации его особенностей и механизмов формирования. Обоснована необходимость целенаправленной деятельности по восполнению и обогащению чувственного опыта незрячих детей в условиях образовательного процесса, определена стратегия дальнейшей работы в этом направлении.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Лалаянц, М. Р. Заболевания спектра аудиторных нейропатий: роль сурдопедагога в диагностике и ведении детей раннего возраста / М. Р. Лалаянц ; Е. А. Баудэ ; В. В. Олешова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 57-65.

В статье раскрывается роль медико-педагогического взаимодействия при диагностике детей с заболеваниями спектра аудиторных нейропатий (ANSD). Авторы раскрывают особенности субъективных (психоакустических) и объективных методов исследования слуха при обследовании детей с ANSD, а также выделяют основные группы пациентов с данным нарушением.

Интегрированное и инклюзивное образование

Кузьмичева, Т. В. Стратегия взаимодействия педагогов в процессе мониторинга психосоциального развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Т. В. Кузьмичева. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 66-73.

В статье рассматривается проблема преодоления несоответствия между диагностическими данными о ребенке с ОВЗ, полученными специалистами образовательной организации, и отсутствием гарантированных способов учета этих особенностей в реальном образовательном процессе. Представленная стратегия взаимодействия педагогов разного профиля в процессе мониторинга психосоциального развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования опирается на совокупность командных форм долгосрочной работы педагогов в рамках школьного консилиума. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-00811 А «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях»).

Памятные даты

К юбилею Ирины Юрьевны Левченко / Т. Н. Волковская ; В. В. Ткачева ; М. В. Жигорева и [др.]. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 74-79.
Статья посвящена анализу научного вклада одного из ведущих специальных психологов нашей страны - Ирины Юрьевны Левченко - в развитие отечественной специальной психологии и психологической помощи лицам в ограниченными возможностями здоровья.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи