Библиограф советует...
Научно методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 4, 2021)
Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» адресован для специалистов, работающих в области специальной педагогики и психологии. Целью издания является пропаганда научных достижений в организации учебного процесса для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Журнал адресован дефектологам, логопедам, педагогам, учителям и воспитателям. Статьи в журнале разбиты на 6 тематических групп.
Актуальные проблемы коррекционной педагогики
Богданова, Т. Г. Проблемы методического обеспечения психологического сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом / Т. Г. Богданова ; А. В. Урожаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 6-14.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем методического обеспечения психологического сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом. Представлены результаты онлайн-анкетирования по выявлению трудностей в работе психологов, работающих с детьми с нарушениями слуха и их родителями.
Психолого-педагогическая диагностика
Скребец, Т. В. Особенности диагностики развития детей раннего возраста / Т. В. Скребец ; Т. Н. Каледина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 15-25.
В данной статье, авторы дают представления об особенностях развития детей младенческого и раннего возраста, описывают диагностическую программу и результаты исследования детей раннего возраста, дифференциации детей по группам, в зависимости от уровня их развития и количества нарушенных функций, реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе. Представлены диагностические материалы, игры и упражнения для развития и коррекции нарушенных высших психических функций.
Демина, С. С. К вопросу об экспериментальном изучении коммуникаций младших школьников (7-12 лет) с моторной афазией / С. С. Демина ; Я. Е. Казьмина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 25-31.
В статье рассматривается проблема экспериментального изучения коммуникаций младших школьников с моторной афазией. Цель статьи заключается в анализе экспериментальных изучений на тему лингвистических ассоциаций мозга, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека, в частности, у младших школьников в возрасте 7-12 лет. Проведен анализ различной нейропсихологической и нейровизуализационной литературы, исследование взаимосвязи языковых изменений, и соответствующих процессов созревания мозга в разных возрастных группах.
Методическая копилка
Хвастунова, Е. П. Формирование межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Хвастунова ; Н. Н. Тарутанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 32-37.
Авторы в статье проанализировали понятие «межличностные отношения со сверстниками» в психолого-педагогической литературе. Выявили особенности формирования межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта.
Дятлова, Е. В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе / Е. В. Дятлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 38-43.
Данная статья посвящена особенностям инновационных методов на современных уроках в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), систематизации знаний и формированию мотивационной готовности учителя к совершенствованию повышения эффективности современного урока.
Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ
Облова, Я. А. К проблеме дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию / Я. А. Облова ; А. А. Филатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 44-49.
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, даны общие рекомендации по борьбе с проблемой дезадаптации для родителей и воспитателей.
Быкова, Н. Н. Педагогическая помощь семьям детей с умственной отсталостью в условиях надомного обучения / Н. Н. Быкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 50-61.
В статье рассмотрены условия, пути и способы оказания адресной педагогической помощи семье ребенка с умственной отсталостью в условиях надомного обучения.
Слово молодым
Молчанова, Т. Г. Речевое развитие младших школьников, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения / Т. Г. Молчанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 62-67.
Статья посвящена проблеме речевого развития младших школьников, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения. Дан сравнительный анализ речевого развития между одиночнорожденным ребенком и детьми – близнецами.
Из опыта работы
Хвастунова, Е. П. Формирование профессионального самоопределения у школьников с нарушением интеллекта на психокоррекционных занятиях / Е. П. Хвастунова ; Г. Д. Полякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 68-75.
В статье анализируются взгляды современных ученых на проблему формирования профессионального самоопределения у старших школьников. Дается понятие о профессиональном самоопределении школьников в современных психолого-педагогических исследованиях. Выявляются роль психокоррекционных занятий как средства формирования профессионального самоопределения школьников с нарушением интеллекта.
Караханян, А. С. Особенности дистанционного обучения для учащихся с расстройством аутистического спектра / А. С. Караханян // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 76-79.
В данной статье описываются преимущества и недостатки дистанционной формы обучения для учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приводятся важнейшие психологические характеристики этой группы детей при восприятии формата онлайн. Даются рекомендации по проведению уроков в дистанционной форме не только для детей с расстройством аутистического спектра, но для большинства учащихся с ОВЗ.
Заводчикова, О. И. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с детским церебральным параличом на дому / О. И. Заводчикова ; З. А. Сессаревская // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 80-85.
Статья посвящена особенностям социально-бытовой адаптации детей и подростков с детским церебральным параличом в домашних условиях. В статье отражен опыт специалистов по социально-бытовой реабилитации и абилитации Московского городского реабилитационного центра.
Ращупкина, О. В. Формирование речевой коммуникации через активизацию межполушарного взаимодействия у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) / О. В. Ращупкина ; М. В. Абрамова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 86-94.
В данной статье описан нейропсихологический подход к формированию речевой и альтернативной коммуникации у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Предложен к рассмотрению конспект занятия с системой упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентировки, речедвигательного контроля, запуск речи.
Фролова, Ю. А. Формирование жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в работе учителя-дефектолога / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 95-99.
В статье раскрываются оптимальные пути формирования гибких жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в работе учителя-дефектолога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.
Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.
г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru