Библиограф советует...

28 декабря 2021
Вышел новый номер научно-методического журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития"

Предлагаем вашему вниманию обзор статей нового номера научно–методического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

Статьи номера предваряет вышедшее в августе 2021 г. Письмо Минпросвещения России, адресованное руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования. В документе уточнены вопросы, связанные с организацией обучения детей с ОВЗ на уровне основного общего образования в соответствии с новым ФГОС ООО, обеспечивающим преемственность с ФГОС НОО ОВЗ.

В этом номере продолжена публикация материалов, размещенных в предыдущих номерах этого года (№ 4 и № б, 2021). Авторы этих материалов предлагают разработанные и использующиеся в образовательных организациях подходы к проведению текущей аттестации обучающихся по СИПР; представляют психологические портреты различных вариантов развития слепого ребенка, которые помогут специалистам ПМПК в выборе образовательного маршрута будущего первоклассника. В продолжение темы обучения незрячих учащихся предлагаем вам ознакомиться с опытом их социальной адаптации, представленным нашими коллегами из Республики Казахстан.

Педагогам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра в этом номере адресованы две статьи. В одной из них представлена авторская коррекционно-развивающая программа для дошкольников с РАС. Другая статья затрагивает вопросы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС и содержания деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Нормативные документы

Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 4–6.

С 1 сентября 2021 года обучение на уровне основного общего образования продолжают или начинают обучающиеся по образовательным программам, разработанным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с учетом примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп, одобренных решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию. (Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ–1362/07 "Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году").

Практика специального и инклюзивного образования

Царев, А. М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (часть 2) / А. М. Царев ; Е.Н. Елисеева ; Е. А. Рудакова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 7–18.

Вторая часть статьи, посвященной вопросам оценки достижений обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), на примерах коррекционного курса «Сенсорное развитие» и учебного предмета «Изобразительная деятельность» раскрывает процесс проведения оценки достижения ожидаемых результатов. В приложении представлены варианты протоколов оценки.

Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (часть 2) / Е. Б. Айвазян ; Т. П. Кудрина ; А. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 19–28.

Во второй части статьи представлены структурированные описания поведения слепых детей с дополнительными нарушениями, позволяющие специалистам психолого–медико–педагогических комиссий и консилиумов при образовательных организациях оценивать образовательный потенциал обучающихся и рекомендовать им образовательные маршруты нецензовых уровней. Обсуждаются проблемные вопросы, которые могут возникать при обсуждении с родителями рекомендаций специалистов ПМПК.

Шаркунова, Ю. В. Результаты апробации комплексной коррекционно–развивающей программы "РАСтем вместе!" для детей с РАС дошкольного возраста / Ю. В. Шаркунова ; М.В. Степанова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 29–38.

В статье раскрывается содержание авторской комплексной коррекционно–развивающей программы «РАСтём вместе!», которая позволит объединить всех участников образовательного процесса для эффективной реализации обучения и воспитания детей с РАС с учетом их образовательных потребностей в условиях ДОУ в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Программа реализует принципы развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО, позволяет интегративно решать задачи из разных образовательных областей.

Петрова, Е. А. Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации / Е. А. Петрова ; Л. Л. Иванова ; Л. Г. Нестерова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 39–51.

В статье рассмотрены вопросы организации психолого–педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Проанализированы подходы к определению понятия «сопровождение», принципы и этапы психолого–педагогического сопровождения. Раскрыт порядок и содержание деятельности психолого–педагогического консилиума при сопровождении обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Практика специального и инклюзивного образования

Оразбекова, Н. Ю.  Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведенческих норм в местах общественного питания / Н. Ю. Оразбекова ; Т. В. Рагузина ; Е. В. Салкимбаева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 52–61.

В статье рассматриваются новые подходы к решению проблемы социальной адаптации незрячих учащихся – выпускников школы–интерната посредством разработки и внедрения проекта «Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведенческих норм в местах общественного питания» в Республике Казахстан. Описывается опыт подготовки незрячих учащихся к обучению и проживанию в общежитиях профессиональных учебных заведений.

Технологии диагностики и коррекции

Инденбаум, Е. Л. Экспресс–диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе / Е. Л. Инденбаум ; И. Ю. Мурашова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 62–71.

В статье предлагается диагностический комплекс для экспресс–диагностики психоречевого развития дошкольников, готовящихся к поступлению в школу. Комплекс состоит из четырех экспериментально–психологических и нескольких логопедических методик (пересказ, дополнение словосочетаний и фраз, повторение слов сложной слоговой структуры, различение слов–паронимов, выделение первого звука в словах). Результаты их выполнения дают основание для оценки психоречевого развития и предположения об образовательных потребностях детей в начале школьного обучения.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27–22–67. E–mail: sl@lip48.ru



 Все записи