Библиограф советует...

16 декабря 2021
Научно–методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» (№ 3, 2021)

обложка журналаНаучно–методический журнал для специалистов, работающих в области специальной педагогики и психологии. Целью издания является пропаганда научных достижений в организации учебного процесса для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Журнал адресован дефектологам, логопедам, педагогам, учителям и воспитателям. Статьи в журнале разбиты на 5 тематических групп.

Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Левченко, И. Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования / И. Ю. Левченко ; О. Г. Приходько ; В. В. Мануйлова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 6–10.

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне высшего образования; отмечается специфика повышения инклюзивной компетенции у педагогов образовательных организаций.

Жигорева, М. В. Анализ особых образовательных потребностей детей с множественными нарушениями развития / М. В. Жигорева. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 11–17.

В данной статье раскрывается понятие «тяжелое множественное нарушение развития», освещаются разноуровневые характеристики психического развития детей с множественными нарушениями, а также подробно рассматриваются особые образовательные потребности детей данной категории, которые являются стратегическими ориентирами организации психолого–педагогического сопровождения детей на всех уровнях образования.

Симонова, Т. Н. Аналитический обзор подходов и методов изучения ведущего нарушения при детском церебральном параличе / Т. Н. Симонова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 18–28.

В статье представлен анализ патогенетических механизмов ведущего дефекта при детском церебральном параличе в междисциплинарном и историческом аспектах. Приведены современные представления о ДЦП как патологии нейроонтогенеза в целом и отдельных его систем в виде структурных изменений и извращений программы созревания функциональных систем. Обоснована важность установления структуры и механизма двигательного дефекта для разработки методов его коррекции в системе комплексной психолого–педагогической реабилитации детей с ДЦП.

Межпредметные связи коррекционной педагогики

Волковская, Т. Н. Логопсихология: пути становления и современная парадигма / Т. Н. Волковская. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 29–39.

В статье представлен теоретический анализ генезиса логопсихологии с точки зрении современной периодизации науки. Определены детерминанты ее развития на разных этапах становления. Рассмотрены методологические основания современной парадигмы логопсихологии. Характеризуется понятие «коммуникативная дезадаптация» как базовая категория логопсихологии на текущем этапе.

Психолого–педагогическая диагностика

Левченко, И. Ю. Дети дошкольного возраста с нарушениями опорно–двигательного аппарата в современном образовательном пространстве / И. Ю. Левченко ; О. Г. Приходько ; А. А. Гусейнова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – С. 40–46.

В статье представлена психолого–педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Отмечена специфика организации дошкольного образования детей с двигательными нарушениями с учетом особых образовательных потребностей. Описаны специальные образовательные условия качественного обучения детей с двигательными нарушениями.

К вопросу о дополнительных рекомендациях по обследованию детей с нарушениями зрения в ПМПК / Р. Г. Аслаева ; В. З. Денискина ; Р. Г. Зиятдинова ; Т. В. Сафонова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 47–53.

Данная статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Авторами представлены результаты исследования уровней сформированности зрительного, осязательного, слухового восприятия у детей обозначенной категории.

Абкович, А. Я. Система школьного обучения детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата на современном этапе / А. Я. Абкович. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 1. – С. 54–59.

В статье представлены материалы, характеризующие современное состояние системы образования обучающихся с нарушениями опорно–двигательного аппарата на этапе школьного обучения. Приведены результаты изучения особых образовательных потребностей детей с двигательными нарушениями в начальной школе.

Волковская, Т. Н. Материалы экспериментального исследования дошкольников с трудностями коммуникативно–речевого развития различного генеза в условиях инклюзивного обучения / Т. Н. Волковская ; И. А. Куткова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 60–67.

В статье представлены сравнительные особенности коммуникативно – речевых трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, двуязычием в условиях образовательной интеграции. Обосновывается диагностическое и прогностическое значение уровневого подхода к оценке коммуникативных возможностей дошкольников с трудностями коммуникативно–речевого развития.

Скребец, Т. В. Сравнительный анализ изучения письменных работ учащихся начальных классов / Т. В. Скребец ; Н. В. Полякова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 68–76.

В настоящее время среди учащихся младших классов увеличивается количество детей с трудностями в овладении письмом. В данной статье представлены результаты изучения письменных работ учеников вторых и третьих классов. Авторы представили сравнительный анализ таких видов работ, как списывание и диктант. В ходе исследования все ошибки, допущенные учениками – участниками исследования в ходе выполнения письменных работ были распределены по группам. Также представлен их качественно–количественный анализ.

Методическая копилка

Кузнецова, Г. В. Специальные условия для овладения дошкольниками с ДЦП навыками изобразительной деятельности / Г. В. Кузнецова ; Г. А. Бутко. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 77–87.

В статье рассматриваются актуальные вопросы создания специальных условий при обучении и воспитании дошкольников с детским церебральным параличом. Особое внимание уделено методическим рекомендациям по созданию специальных условий для овладения детьми дошкольного возраста с ДЦП навыками изобразительной деятельности. Рассмотрены задачи, основные направления и содержание коррекционно–педагогической работы по формированию изобразительной деятельности у дошкольников с ДЦП.

Субботина, Е. И. Особенности сенсорно–перцептивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в структуре детского церебрального параличе / Е. И. Субботина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – 88–96.

В статье освещаются вопросы сенсорного воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имеющих двигательные нарушения. Сенсорно–перцептивные процессы рассматриваются как база дальнейшего познавательного развития детей указанной категории. Представлена коррекционная программа по формированию сенсорно–перцептивных функций у детей с тяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с выраженными нарушениями интеллектуального и речевого развития. В статье описаны организационные и методические подходы к разработке программно–методических материалов для коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Чижикова, Е. О. Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. О. Чижикова. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 97–102.

Данная статья посвящена государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлены особенности работы психолого–медико–педагогической комиссии по предоставлению специальных условий для итоговой аттестации лицам обозначенной категории.

Из опыта работы

Юсупова, Г. Х. Психолого–педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционной школы / Г. Х. Юсупова ; З. А. Аглиуллина. – Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 103–108.

В статье раскрыт опыт работы коррекционной школы № 63 с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Представлены диагностические методики, которые применялись при обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ряд коррекционных мероприятий.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru

 



 Все записи