Библиограф советует...

18 ноября 2021
Научно-методический журнал "Дефектология"

Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают  результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

5-й номер журнала "Дефектология" за 2021 год содержит в себе 9 статей, которые развиты на 6 рубрик.

Специальная психология: исследования и практика

Антонова, И. Д. Опыт адаптации методики «Личный букварь» к условиям дистанционного обучения ребенка с расстройством аутистического спектра / И. Д. Антонова ; М.М. Либлинг. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 3–12.

В статье анализируется опыт адаптации метода освоения грамоты «Личный букварь», разработанного в Институте коррекционной педагогики РАО, к дистанционному формату обучения. Обсуждаются онлайн–занятия с дошкольником с расстройством аутистического спектра, описывается использование компьютерных технологий для работы с материалами «Личного букваря». Раскрываются позитивные возможности и характерные трудности, возникающие на дистанционных занятиях с дошкольником с аутизмом.

Ахметзянова, А. И. Структурно–функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе / А. И. Ахметзянова ; Т. В. Артемьева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 13–21.

В статье представлено обоснование структурно–функциональной модели прогнозирования у ребенка дошкольного возраста с дефицитарным типом дизонтогенеза. В рамках модели выделены такие структурные компоненты прогнозирования, как прогнозирование действий, прогнозирование высказываний и прогнозирование чувств, а также функциональные характеристики прогнозирования: регулятивная, когнитивная и речекоммуникативная функции. Предложенная модель прогнозирования содержит в качестве одного из основных компонентов пространство социализации дошкольника, включающее систему отношений, значимых для социального развития и освоение культурных норм, ценностей и правил поведения.

Шаргородская, Л. В. Особенности понимания социальных ситуаций младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра / Л. В. Шаргородская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 22–27.

Понимание социальных ситуаций детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) рассматривается как один из аспектов развития коммуникативного поведения аутичных детей. Приводятся качественные и количественные результаты экспериментального исследования младших школьников с РАС с применением теста Векслера WISC (субтест «Понятливость»). Показано, что несмотря на незначительную динамику количественных показателей, в содержании ответов аутичных детей наблюдались заметные качественные изменения, связанные как с коррекционным воздействием, так и с накоплением и осознанием личного социального опыта ребенком с РАС.

Ильина, С. Ю. Динамика становления речи младших школьников с проблемами интеллектуального развития в контексте исследования социальной компетентности / С. Ю. Ильина ; А. Зарин; М.А. Чеботова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 28–35.

Владение речью выступает в качестве одного из показателей сформированности коммуникативного компонента социальной компетентности. В статье представлен сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследования речевого развития учащихся первых–четвертых классов с умственной отсталостью и с задержкой психического развития по трем направлениям: самостоятельная речь; сопровождение самостоятельной деятельности речью; речевая активность во время совместной игры. Показана необходимость реализации коррекционной работы по развитию речи по всем указанным направлениям.

Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития

Марголина, И. А. Депривационный парааутизм вследствие жестокого обращения с детьми. Методы психолого–педагогической коррекции / И. А. Марголина ; Н.В. Платонова; М.В. Иванов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 36–46.

В статье представлены результаты изучения парааутистических расстройств, описаны их отличия от эндогенных аутистических расстройств и методы их коррекции. В результате реализации психокоррекционных мероприятий положительный результат был отмечен в подавляющем большинстве случаев, что доказывает эффективность психолого–педагогической коррекции, применявшейся в комплексе с социальными и медицинскими мерами, в отношении большинства нарушений у детей–жертв раннего и дошкольного возраста, перенесших жестокое обращение.

Специальные информационные и ассистивные технологии

Маркович, М. М.  Возможности и преимущества применения гипертекстовых технология в обучении детей с ОВЗ / М. М. Маркович. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 47–56.

В статье, на основе анализа литературных источников, теоретически сформулированы и обоснованы возможности применения гипертекстовых образовательных технологий в обучении детей с ОВЗ с сохранным интеллектом. Рассмотрены особенности становления текстовой деятельности и текстовой компетенции у учащихся с нормативным речевым развитием и с различными нарушениями речевого развития, не отягощенными интеллектуальной недостаточностью: детей с общим недоразвитием речи, детей с задержкой психического развития и детей с нарушениями слуха.

Социализация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
Чудесникова, Т. А.
Социокогнитивный подход к диагностике и формированию социально–коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития / Т. А. Чудесникова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 57–65.

В статье описывается комплекс идей, теоретических представлений и эмпирических данных, характеризующих специфику социокогнитивного подхода к диагностике и формированию социально–коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития. Это касается определения роли когнитивного компонента в триединстве компонентов социально–коммуникативной компетенции на этапе диагностики, а также учета особенностей дифференцированных групп детей с задержкой психического развития на этапе формирования совместных действий и создания «функциональных» условий для интеграции компонентов социально–коммуникативных компетенций на занятиях учителя–дефектолога.

Высшая школа

Коробейников, И. А. Обновление паспортов научных специальностей "Коррекционная педагогика" "Коррекционная психология" / И. А. Коробейников ; О. И. Кукушкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 66–71.

В статье представлено обоснование необходимости пересмотра паспортов научных специальностей в соответствии с современными задачами подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации и введением новой номенклатуры научных специальностей. Основное внимание уделяется принципам выделения актуальных направлений научных исследований в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии.

Хроника, события, официальные материалы

Поляков, А. М. К 70–летию со дня рождения Елены Самойловны Слепович / А. М. Поляков ; В. М. Навицкая–Гаврилко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 72–77.

Данная статья посвящена Елене Самойловне Слепович – доктору психологических наук, профессору, члену–корреспонденту Академии Образования Республики Беларусь.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи