Библиограф советует...

25 октября 2021
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6.

обложкаПредлагаем вашему вниманию обзор статей нового номера научно–методического журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития".

В подборке статей этого номера нашли свое отражение важные аспекты пси­холого–педагогической помощи обучающимся с нарушениями интеллектуального развития, нарушениями слуха и речи. Проблематика статей охватывает широкий возрастной диапазон: от раннего до подросткового возраста.

Актуальной проблемой для современного этапа развития системы образования являются вопросы, связанные с предупреждением и поиском путей преодоления трудностей, возникающих у детей дошкольного возраста с выявленными особен­ностями развития или с опасностью их возникновения. Педагогам дошкольного образования будут интересны методические рекомендации по формированию функционального базиса для освоения детьми с ОВЗ математических представле­ний и социально–коммуникативных компетенций, а также рекомендации по под­бору дидактического материала для логопедического обследования.

Практика специального и инклюзивного образования

Царев, А. М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (Часть 1) / А. М. Царев ; Е. Н. Елисеева ; Е. А. Рудакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 4–13.

Статья посвящена вопросам оценки достижений обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Представлены критерии оценки с учетом результатов поэтапного исследования и апробации диагностического материала. Отражена процедура, состав инструментария оценки.

Вильшанская, А. Д. Преемственность подходов к организации работы учителя–дефектолога при сопровождении обучающихся с ЗПР на уровнях начального и основного общего образования / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 14–21.

В статье раскрывается содержание деятельности учителя–дефектолога с обучающимися с ЗПР на уровне начального и основного общего образования; определяются цель и задачи дефектологического сопровождения, основные направления деятельности; описываются преемственные подходы в коррекционной работе специалиста; впервые обозначается вертикаль дефектологического сопровождения на обозначенных уровнях образования, раскрывается содержание программы коррекционного курса, реализуемого учителем–дефектологом на уровне основного общего образования.

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации / С. Ю. Кондратьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 22–34.

В статье представлен вариант организации непрерывной психолого–педагогической работы по профилактике дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, на примере графической дискалькулии. Статья предназначена в первую очередь для специалистов дошкольных учреждений, в которых имеются группы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Галкина, В. А. К вопросу формирования контрольных умений у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения / В. А. Галкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 35–44.

В статье приводится анализ научно–педагогической, психологической литературы по проблеме формирования контрольных умений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью, высказывается авторская точка зрения на рассматриваемую проблему. Автор приводит новый научный взгляд на проблему формирования контрольных умений как способа повышения эффективности учебной деятельности и адаптации в социуме. В ходе анализа приводится сравнительная характеристика детей с умственной отсталостью и нормальным интеллектом по ряду критериев, обеспечивающих успешное формирование контрольных умений. В статье представлен ряд рекомендаций для педагогов по диагностике уровня сформированности контрольных умений и их формированию на уроках.

Макляева, Н. В. «Геометрические кейсы» как прием формирования социально–коммуникативных компетенций у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Макляева ; Т.А. Чудесникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 45–51.

В статье описан авторский прием формирования социально–коммуникативных компетенций дошкольников с помощью «геометрических кейсов» на занятиях с учителем–дефектологом. Обобщены условия и способы реализации этого приема применительно к детям старшего дошкольного возраста, имеющим задержку психического развития.

Жеребятьева, Е. А. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Часть 2) / Е. А. Жеребятьева ; М. А. Зыкова ; И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 52–58.

Во второй части статьи освещены вопросы организации процесса математического образования глухих обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (вариант 1.2).

Технологии диагностики и коррекции

Кошечкина, Т. В. Изучение типа родительского отношения к ребенку раннего возраста как условия развития детской речи / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 59–69.

В статье рассматривается специфика семейной коммуникативной среды и коммуникативные факторы, влияющие на речевое развитие ребенка раннего возраста. Описаны критерии определения родительского отношения к ребенку и выделенные на основании этих критериев типы родительского отношения. Кратко представлены методические рекомендации к организации процедуры исследования и способам фиксации результата.

Шичанина, О. В. Особенности подбора дидактического материала при проведении логопедического обследования современных детей дошкольного возраста / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 70–77.

Статья посвящена вопросам подбора дидактического материала при проведении логопедического обследования детей дошкольного возраста. Рассмотрены проблемы, связанные с анализом речевого материала для диагностики речевого развития, современным социальным и языковым окружением ребенка, актуальностью отбора лексики для логопедического обследования.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27–22–67. E–mail: sl@lip48.ru



 Все записи