Библиограф советует...
#Читай классику Денис Фонвизин «Недоросль»
«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» – всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.
Денис Фонвизин родился в Москве, в дворянской семье. Их род пошел от ливонских рыцарей: фон Визиных приняли на русскую службу еще во времена Ивана Грозного.
Денис Фонвизин с четырех лет изучал грамоту, а с десяти поступил в дворянскую гимназию при Московском университете.
Во время учебы на философском факультете в журнале «Полезное увеселение» Михаила Хераскова юноша публиковал первые сатирические произведения.
После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.
В 1769 году Фонвизин оставляет службу у Елагина и становится секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах. Нужно отметить, что под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию – «Недоросль». Работа над «Недорослем» заняла у писателя около трёх лет. Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу – они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса – московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Денис Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина – артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.
Само слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. В результате таких «недорослей» не принимали на службу, им не давали «венечных памятей» – документов, разрешающих вступление в брак.
Замысел комедии складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины.
Героями комедии «Недоросль» являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостные, слуги, самозваные модные учителя.
Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века – госпожа Простакова, управляющая всем и всеми – в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана – на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Комедия «Недоросль» прямолинейна по своей проблематике – осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия». Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Стародум, Милон, Правдин). Большею популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»).
О писателе:
Денис Фонвизин. – Текст: электронный // Культура.РФ : [сайт]. – 2020. – https://www.culture.ru/persons/8193/denis-fonvizin (дата обращения 02.12.2020).
Где почитать:
Название: Недоросль.
Жанр: Комедия.
Время звучания: 2 час. 44 мин. 32 сек.
Читает: Алексеев-Валуа А.
Режим доступа: для зарегистрированных читателей ЛОСБС.
URL : https://av3715.ru/library/book.php?id=118780 (дата обращения: 02.12.2020).
Название: Недоросль.
Жанр: Радиоспектакль.
Время звучания: 2 час. 37 мин. 31 сек.
Читает: Дедик Р., Рыбалка С., Волкова М., Зорюта В., Касницкий А., Макаркин С., Перфилов В.
Режим доступа: для зарегистрированных читателей ЛОСБС.
URL : https://av3715.ru/library/book.php?id=67898 (дата обращения: 02.12.2020).
Название: Недоросль.
Жанр: Радиоспектакль.
Время звучания: 2 час. 37 мин. 31 сек.
Читает: Гафт В., Филиппенко А., Добровольская Е., Ливанов А., Алексеев А., Лобанов М., Ильин А.
Режим доступа: для зарегистрированных читателей ЛОСБС.
URL : https://av3715.ru/library/book.php?id=67891 (дата обращения: 02.12.2020).
Где посмотреть:
«Недоросль» (спектакль).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР РОССИИ. ОСНОВНАЯ СЦЕНА
Год выхода: 1987
Длительность: 137 мин.
В ролях: Сергей Харченко, Элла Далматова, Игорь Лях, Галина Скоробогатова, Николай Верещенко, Афанасий Кочетков, Людмила Суворкина, Роман Филиппов, Аркадий Смирнов, Виталий Коняев, Сергей Вещев, Валерий Носач, Евгений Буренков
Режиссёры: Виталий Иванов, Владимир Семаков.
Режим доступа: https://www.culture.ru/movies/1918/nedorosl (дата обращения 02.12.2020).
Использовано изображение: https://www.culture.ru/storage/images/ 92261db13646473c49f671ba116d956d/bda96b3305cc7e46f92fb78a2b041585.jpg