Библиограф советует...

11 октября 2021
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2021, № 5

обложкаВ данном номере журнала собраны статьи, отражающие результаты научно–экспериментальной деятельности по поиску оптимальных механизмов и инструментов интеграции традиционного формата обучения и новых онлайн–форм как при подготовке специалистов, так и при организации общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемые авторами публикаций решения охватывают разные темы: от информационных систем поддержки семей, в том числе воспитывающих детей–билингвов, до моделей цифровой среды образовательной организации. Отдельное внимание посвящено прикладным разработкам в сфере дистанционного образования детей с нарушениями слуха – дошкольников и школьников – и взрослых обучающихся с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.

Статьи в журнале разделены на разделы.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Соловьева, Т. А. О влиянии компьютерных игр на динамику результатов и функциональные показатели нагрузок при обучении детей с нарушениями слуха: постановка задач исследования / Т. А. Соловьева ; А. В. Гриншкун ; Е. А. Кочетова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 4–13.

Вниманию читателей предлагаются первые наблюдения за особенностями деятельности и коммуникации подростков с нарушениями слуха при использовании компьютерных инструментов, программно–аппаратного комплекса виртуальной реальности. В условиях краткосрочного лабораторного эксперимента выделяются области последующего изучения, структурируются гипотезы влияния компьютерных технологий на функциональные показатели здоровья обучающихся с ОВЗ.

Формирование у детей с тяжелыми двигательными нарушениями готовности к визуально–графической (невербальной) интеракции с помощью компьютерных технологий / Т. Н. Симонова ; В. В. Скрипниченко ; С. Д. Голубятникова ; Г. Р. Шамарданова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 14–24.

В статье представлены результаты апробации системы работы по формированию у младших школьников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича готовности к визуально–графической интеракции, как комплекса способностей: к графическому восприятию знака, графической передаче изображения, к невербальной коммуникации с помощью информационно–коммуникативных средств для трансляции продуктов деятельности ребенка в виртуальное коммуникативное пространство.

Карпова, Д. А. Применение дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с нарушениями слуха: анализ педагогической практики / Д. А. Карпова ; Т. Ю. Четверикова ; Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 25–33.

В статье представлены результаты изучения педагогической практики применения дистанционных образовательных технологий при реализации АООП НОО и АООП ООО обучающихся с нарушениями слуха, определены задачи, способствующие подготовке участников образовательных отношений к образовательно–коррекционной работе в дистанционном формате.

Жулина, Ю. А. Из опыта дистанционной работы со взрослыми инвалидами с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Жулина ; З. М. Левина ; И. М. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 34–41.

В статье обсуждаются вопросы организации дистанционной работы со взрослыми инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра. Авторами обобщен опыт работы Благотворительного учреждения «Центр социальной реабилитации «Турмалин» в период сложной эпидемиологической ситуации (весна–осень 2020 г.). В статье описаны условия, необходимые для организации удаленной интерактивной работы с людьми с интеллектуальными нарушениями, представлены основные направления работы, особенности использования различных форм и приемов работы в дистанционном режиме.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬЯ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Величенкова, О. А. Дистанционная логопедическая поддержка русскоязычных семей за рубежом: технологии дифференциальной диагностики в условиях полиязычия / О. А. Величенкова ; А. В. Лагутина ; М. Н. Русецкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 42–50

Статья посвящена проблеме организации дистанционной логопедической поддержки русскоязычных семей за рубежом. Обсуждаются вопросы, связанные с онлайн–консультированием: разработка технологий и инструментов оценки речевого развития детей–билингвов; дистанционное взаимодействие семей, преподавателей русского языка и логопедов; возможность использования логопедических практик педагогами русских школ и родителями.

Проектирование информационной системы консультативно–методической поддержки специалистов и родителей по вопросам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Зубарева ; Н. Г. Петелина ; Д. В. Глаголев ; Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 51–58.

В статье рассматриваются вопросы создания универсальной информационно–коммуникативной среды, содержащей информацию по организации психолого–педагогического, медицинского и социального сопровождения детей, консультативно–методической поддержки родителей и специалистов на примере деятельности Курского областного центра психолого–педагогического, медицинского и социального сопровождения (РИС «Помощь»).

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Приходько, О. Г. Подготовка учителей–дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов / О. Г. Приходько ; И. А. Филатова ; Ф. С. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 59–66.

В статье представлен опыт подготовки учителей–дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования Российской Федерации в период распространения вируса Covid–19. Описаны радикальные изменения и трудности перехода системы специального (дефектологического) образования в дистанционные форматы обучения. Дан анализ готовности преподавателей и студентов – будущих дефектологов – к переходу на дистанционное обучение на основе изучения полученных данных социологических опросов. Показаны возможности применения дистанционных технологий в образовательном процессе российских педагогических вузов (в том числе МГПУ) в режиме удаленной работы. Подчеркивается значимость развития цифровых компетенций всех участников образовательных отношений.

ОБСУЖДАЕМ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Шматко, Н. Д. Как организовать коррекционную поддержку дошкольников с нарушенным слухом в условиях дистанционного обучения: в помощь педагогам и родителям / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 67–74.

В статье обсуждаются вопрос о том, как избежать вынужденного перерыва в обучении детей с ОВЗ, в том числе с нарушением слуха в период пандемии.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27–22–67. E–mail: sl@lip48.ru



 Все записи