Библиограф советует...

4 октября 2021
Коррекционная педагогика: теория и практика (№ 2, 2021)

обложкаНаучно–методический журнал для специалистов, работающих в области специальной педагогики и психологии. Целью издания является пропаганда научных достижений в организации учебного процесса для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Журнал адресован дефектологам, логопедам, олигофрено и тифло педагогам, учителям и воспитателям. Статьи в журнале разбиты на 4 тематические группы.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Козырева, О. А. Аттитюды будущих педагогов в отношении инклюзивной культуры / О. А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 5–9.

Анализ инклюзивной культуры приводит к ее пониманию как синергетической системы. Она транслирует такие ценности как гуманизм, толерантность, культуру соучастия, принятия, выступающими в качестве регуляторов инклюзивного образования. В данной статье сделана попытка представить аттитюды будущих педагогов в отношении инклюзивной культуры. Обозначены причины позитивного отношения к инклюзивной культуре и барьеры, мешающие ее становлению. На готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии оказывает влияние уровень сформированности их инклюзивной культуры.

Парамонова, Г. В. Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушением опорно–двигательного аппарата / Г. В. Парамонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 10–15.

Данная статья посвящена использованию компьютерных технологий с обучающимися с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Автор подробно описывает преимущества компьютера на занятиях с детьми обозначенной категории.

Гуляйкина, Е. А. Использование геймификации для развития познавательного интереса при обучении детей с задержкой психического развития / Е. А. Гуляйкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 16–21.

Данная статья посвящена исследованию геймификации при обучении детей с ЗПР.  А также усовершенствованию образовательного процесса обучения путем мотивированности.

Любимова, Е. С. Организационные технологии инклюзивного образовательного пространства / Е. С. Любимова; Т. П. Попова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 22–26.

Предлагаемая статья представляет собой диссеминацию полученного опыта по созданию инклюзивного образовательного пространства на базе МОУ Детского сада № 279, в ней раскрыта классификация педагогических и организационных технологий инклюзивного образования. Важным условием эффективной работы является внедрение таких организационных технологий как командное взаимодействие педагогов и родителей, комплектование дошкольной образовательной организации, наполнение содержания образовательного процесса, создание специальных условий воспитания и обучения.

Спиридонова, Н. В. Современные модели организации инклюзивного образования в детском саду / Н. В. Спиридонова; О.С. Якимович; А.М. Михайлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 27–33.

В статье представлена модель организации инклюзивного образования на базе дошкольного учреждения. Практикуемые в образовательной организации инклюзивные практики отличаются мобильностью, позволяют выстаивать индивидуальный маршрут социализации для каждого «особого» ребенка, применяя наиболее подходящие варианты интеграции, опираясь на ресурсную базу детского сада и его социальных партнеров.

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Богданова, О. В. Анализ потребностей обучающихся с нарушением опорно–двигательного аппарата в ассистивных технологиях / О. В. Богданова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 34–40.

Обучающиеся с нарушениями опорно–двигательного аппарата оставляют чрезвычайно разнообразную группу по своим двигательным, речевым, по знавательным возможностям. Ассистивные технологии позволяют преодолеть некоторые ограничения, но их подбор требует тщательного анализа и соответствия устройств и программ потребностям и возможностям обучающихся.

Ахметзянова, А. И. Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра / А. И. Ахметзянова; А. Ф. Мясагутова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 41–46.

В данной статье рассматривается проблема нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. В последние годы развиваются нейропсихологические теории, направленные на поиск механизмов, объясняющих основные проявления аутизма. Целью данной статьи является выявление нейропсихологических особенностей развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. В процессе нейропсихологического исследования была использована методика Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой.

Калашникова, А. Р. Особенности формирования устной коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. Р. Калашникова; Д.О. Басюк // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 47–55.

В статье рассматриваются вопросы формирования устной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра, рассматривается проблема социализации таких лиц, предлагаются пути совершенствования коммуникативной практики детей с РАС.

Юршина, Т. В. Особенности развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения / Т. В. Юршина; О.В. Григорьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 56–62.

В статье описаны особенности создания условий для повышения профессио–нальной компетентности педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения с целью их успешной социализации; представлена систематизация работы по формированию неречевых средств общения, обеспечение этого процесса методическими и дидактическими пособиями.

Ревякина, Е. Г. Использование мобильного компьютерного класса в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГКОУ РО Матвеево–Курганской школы–интерната / Е. Г. Ревякина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 63–65.

В данной статье описан опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГКОУ РО Матвеево–Курганской школы–интерната.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Ларина, Е. А. Иппотерапия как комплексный коррекционно–развивающий метод реабилитации детей с ДЦП / Е. А. Ларина; Я. Галант; П.Р. Дорожукова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 66–75.

Данная статья посвящена проблеме современных представлений об иппотерапии, целью которой является продуктивная реабилитация детей с ДЦП. В ней раскрываются механизм воздействия метода, противопоказания. В статье освещаются основные характеристики клинической картины ДЦП и его форм. Также рассматривается применение логопедического воздействия в ходе иппотерапевтических занятий.

Черепанова, С. П. Использование современных методов восстановительной медицины при комплексной реабилитации детей с нарушениями речи / С. П. Черепанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 76–79.

В статье представлено содержание консультации учителя–логопеда с педагогами с целью формирования представлений о современных методах использования восстановительной медицины в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи.

Анисимова, Г. И. Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально–педагогической концепции К. Орфа / Г. И. Анисимова; Н. В. Турбина // Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально–педагогической концепции К. Орфа. – 2021. – № 2. – С. 80–87.

Статья раскрывает роль музыкально–педагогической концепции К. Орфа в развитии речи и моторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младших классов. Современное видение научного музыкально–ритмического наследия немецкого педагога нашло отражение в эффективной коррекционной работе учителя музыки на специальных уроках по развитию у детей двигательной, речевой, эмоционально–волевой сферы.

Блац, О. С. Использование трафаретов и прибора "светлячок" в логокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения / О. С. Блац; О. Н. Щеглова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 88–94.

Использование трафаретов и шаблонов в логокоррекционной работе с детьми с нарушением зрения для рисования, лепки, а также прибора «Светлячок» помогает решать задачи по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировке, активизировать познавательные процессы, развивать творческий потенциал, развитию речи. включение шаблонов в деятельность позволяет решать задачи основных образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие». работу по трафаретам можно включать в непосредственно образовательную деятельность, а также использовать в индивидуальной работе с детьми.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Шихотарова, М. Ю. Криотерапия в работе с детьми и подростками с нарушениями речи / М. Ю. Шихотарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 95–98.

В статье представлен опыт использования нетрадиционной терапии – криотерапии – с целью активизации речевого, психического развития у воспитанников центра социальной реабилитации.

Фролова, Ю. А. Применение информационных технологий учителем–дефектологом в развитии познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС ОУО / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 99–104.

В статье раскрывается актуальное применение информационных технологий в работе учителя–дефектолога специальной (коррекционной) школы в развитии познавательной и речевой деятельности обучающихся на современном этапе развития образования, в условиях реализации ФГОС ОУО, а также вопросы создания оптимальных психолого–педагогических условий для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью АООП.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27–22–67. E–mail: sl@lip48.ru



 Все записи