Библиограф советует...

24 сентября 2021
Научно-методический журнал «Дефектология» (2021, № 4)

Журнал "Дефектология" адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого–медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Специальная психология: исследования и практика

Беркун, А. В. Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. Сообщение 2 / А. В. Беркун ; Е. Р. Баенская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 3–11.
В статье, состоящей из двух частей (Сообщение 1 и Сообщение 2) представлен обзор диагностического инструментария, который используется в практике зарубежных и отечественных специалистов для выявления наиболее ранних признаков угрозы формирования расстройств аутистического спектра. В данном сообщении рассматриваются методики обследования, содержащие шкалы непосредственного наблюдения за поведением ребенка младенческого возраста в ситуациях взаимодействия со взрослым, обсуждаются их возможности и ограничения.

Свиридова, Т. В. Психолого–педагогическая реабилитация детей с болезнью Вильсона–Коновалова / Т. В. Свиридова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 12–21.
С целью определения направлений психолого–педагогической работы были изучены психологическое состояние и социальная ситуация развития 16 детей с болезнью Вильсона–Коновалова (7–17 лет), наблюдающихся в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Все дети получали общее образование с учетом особых образовательных потребностей (из них на домашней форме обучения находились 7 чел.). Установлено, что у детей с болезнью Вильсона–Коновалова имеется ряд познавательных, эмоциональных, личностных и социальных трудностей, степень выраженности и структура нарушений которых усугубляются с увеличением тяжести болезни. Сформулированы основные направления психолого–педагогической работы с ребенком и его близкими на этапах стационарного и амбулаторно–поликлинического лечения. Приведен клинический пример.

Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с легкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: оценка прогнозирования последствий плохого характера и неправильного поведения. Сообщение 4 / Е. А. Стебляк. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 22–31.
В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования обучающихся с умственной отсталостью, состоящего в способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Рассматриваются средства оценки параметра прогнозирования последствий плохого характера и неправильного поведения. Предлагаются диагностический лист, критерии и показатели оценки, разработанные с учетом данных эмпирического исследования соответствующих представлений подростков с умственной отсталостью. Рассматриваются типические особенности и примеры выполнения диагностического задания; данные о возрастной динамике прогнозирования в условиях отсутствия целенаправленного дискурсивного воздействия. 

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Николаева, Т. В. Педагогическая диагностика развития ребенка второго года жизни с нарушением слуха / Т. В. Николаева ; О. В. Польская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 32–41.
В статье представлена методика психолого–педагогического обследования, направленная на определение варианта развития ребенка второго года жизни с нарушением слуха, выявление его индивидуальных особенностей и возможностей. Раскрываются содержание, процедура и методы проведения обследования социально–коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития, игровой деятельности ребенка. 

Специальные информационные и ассистивные технологии

Маркович, М. М. Гипертекст как электронное образовательное средство / М. М. Маркович. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 42–50.
В статье исследуется роль гипертекстовых технологий в современном образовательном процессе. На основе анализа литературных источников представлена характеристика понятия «гипертекст», раскрыты его признаки, типология, основные структурные компоненты; рассмотрены возможности и преимущества использования гипертекста в обучении учащихся с условно нормативным развитием. Описаны некоторые способы создания электронных гипертекстовых образовательных ресурсов.

Социализация и социальная интеграция лиц с ОВЗ

Жигорева, М. В. Пути оптимизации профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии / М. В. Жигорева ; Н. Алхури. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 51–60.
Статья посвящена актуальным вопросам выбора профессии старшеклассниками с нарушением слуха в России и Сирии. Авторы рассматривают результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения обучающихся с нарушением слуха. На основе данных экспериментального исследования проанализированы особенности профессиональных склонностей старшеклассников; выявлен ряд трудностей при выборе будущей профессии. В заключении раскрыты пути оптимизации профориентационной работы со старшеклассниками с нарушениями слуха.

Начальное и среднее профессиональное образование лиц с ОВЗ

Сорокоумова, С. Н. Специальные условия как основа организации и осуществления инклюзивного среднего профессионального образования / С. Н. Сорокоумова ; В. В. Майнулова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 61–69.
В статье рассмотрены ключевые аспекты создания специальных условий получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего профессионального образования. Представлены результаты анализа доступности освоения программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих, созданных для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в субъектах Российской Федерации. Проанализирована информация о составляющих безбарьерной среды для разных категорий обучающихся с ОВЗ, о нозологиях, адаптированных образовательных программах, о наличии сопровождения обучающихся в образовательной организации, об организации подготовки преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. Описаны уровни доступности профессиональных образовательных организаций для обучения указанных категорий лиц.

Наследие

Коробейников, И. А. К 120–летию со дня рождения Леонида Владимировича Занкова (1901–1977) / И. А. Коробейников. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 70–78.
Статья посвящена выдающемуся отечественному психологу и педагогу Леониду Владимировичу Занкову. Он создал новую дидактическую систему начального обучения, которая на протяжении многих лет применялась в мировой образовательной практике.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи