Библиограф советует...
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2021, № 4
Статьи номера предваряет вышедший в марте 2021 года нормативный документ, регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности для обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Подбор статей данного номера продиктован востребованностью среди наших читателей информации о подходах к выбору образовательного маршрута, приемах, методах обучения детей с нарушениями зрения и слуха, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата, численность которых в специальных и инклюзивных образовательных организациях значительно возросла.
Нормативные документы
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам". – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 4–10.
Опубликован полный текст раздела III, содержание которого уточняет и разъясняет вопросы, связанные с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Практика специального и инклюзивного образования
Жеребятьева, Е. А. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Часть 1) / Е. А. Жеребятьева ; М.А. Зыкова ; И.Л. Соловьева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 39–51.
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательной деятельности глухих обучающихся при изучении математики на ступени начального общего образования. В первой части статьи рассматриваются вопросы формирования единых для всех уроков и специфических для уроков математики метапредметных умений, обеспечение межпредметных связей, пути повышения функциональной грамотности и осмысленности действий глухих учащихся, а также основные подходы к планированию этапов урока математики.
Дымкова, А. Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр (Часть 2) / А. Ю. Дымкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 31–38.
Вторая часть статьи, посвященной формированию навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи, представляет примеры авторских дидактических игр, направленных на обучение слоговому чтению на уровне слова, предложения и текста. Они могут использоваться в практической работе с детьми для вовлечения их в процесс чтения, повышения мотивации к логопедическим занятиям и формирования первоначальных навыков чтения.
Кузнецова, Г. В. Создание специальных условий для формирования навыков изобразительной деятельности у дошкольников с детским церебральным параличом / Г. В. Кузнецова ; Г. А. Бутко. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 21–30.
В статье рассматриваются вопросы создания специальных условий при обучении и воспитании дошкольников с детским церебральным параличом. Особое внимание уделено методической составляющей специальных условий, включающей задачи, основные направления и содержание коррекционно–педагогической работы с детьми по формированию навыков изобразительной деятельности.
Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (Часть 1) / Е. Б. Айвазян ; Т. П. Кудрина ; А.В. Павлова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 11–20.
В статье представлены структурированные описания поведения слепых детей без дополнительных нарушений, позволяющие специалистам психолого–медико–педагогических комиссий и консилиумов при образовательных организациях оценивать образовательный потенциал детей и рекомендовать им образовательные маршруты цензового уровня. Обсуждаются проблемные вопросы, которые могут возникать при обсуждении с родителями рекомендаций специалистов ПМПК.
Технологии диагностики и коррекции
Крутякова, Е. Н. Подходы к изучению коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно–двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 64–76.
В статье представлен авторский материал для изучения особенностей развития коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно–двигательного аппарата, даны характеристики коммуникативных действий, позволяющие осуществить количественно–качественную оценку коммуникативных умений обучающихся и успешность их реализации в образовательной деятельности.
Екжанова, Е. А. Диагностика и коррекция просодических нарушений у детей, перенесших онкологические заболевания / Е. А. Екжанова ; О. В. Медведева ; М.В. Худякова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 52–62.
Статья посвящена проблеме выявления и коррекции речевых нарушений у детей с онкологическими заболеваниями. Предложена экспериментальная методика углубленного логопедического обследования, структура и основное содержание логопедической помощи пациентам онкологического профиля.