Библиограф советует...

28 июля 2021
Научно-методический журнал "Дефектология" (2021,№ 3)

Обложка научно-методического журнала "Дефектология"Научно–методический журнал "Дефектология" адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого–медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Специальная психология: исследования и практика

Константинова, И. С. Реализация принципов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях / И. С. Константинова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 3-15.

В статье описана работа нейропсихолога с ребенком, имеющим тяжелые и множественные нарушения развития, осуществляемая в форме музыкального занятия. Предлагается сравнение данной формы с более традиционными формами нейропсихологической диагностики и коррекции, обоснована возможность реализации на музыкальном занятии основных принципов и задач коррекционной работы нейропсихолога в форме, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями развития.

Заиграева, Н. В. Конфликтное поведение старшеклассников с нарушением интеллекта  как проявление подросткового кризиса / Н. В. Заиграева ; Д. Я. Токарева. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 16-24.

В статье рассматриваются результаты исследования симптомов подросткового кризиса и конфликтного поведения, как одного из них, у старшеклассников с легкой степенью психического недоразвития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выявлены группы высококонфликтных и низкоконфликтных подростков, по-разному испытывающих подростковый кризис. При умственной отсталости отмечается меньшее число симптомов подросткового кризиса, значительно слабее выражено конфликтное поведение.

Интегрированное и инклюзивное образование

Ананьев, В. Л. Инклюзивное образование детей с особенностями психофизического развития: анализ социальных проблем / В. Л. Ананьев. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 25-36.

Статья посвящена исследованию социальных проблем инклюзивного образования учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР) в Республике Беларусь, которое рассматривается как один из основных компонентов социальной реабилитации этих детей. Объектом комплексного исследования указанных проблем является все общество, а предметом - их специфика в Республике Беларусь. Изучены основные, по мнению автора, социальные проблемы образовательной инклюзии. На основе анализа данных социологического исследования, обозначены три социально-педагогические модели образования детей с ОПФР. Отмечены основные компоненты социальной пригодности ребенка с ОПФР к обучению в условиях обычной школы, обозначена одна из ключевых социальных проблем образовательной инклюзии - необходимость усиления работы с родителями детей с ОПФР.

Коррекционная педагогика в школе

Абкович, А. Я. К вопросу об оценке сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 37-48.

Статья посвящена проблеме изучения сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Изложен и обоснован подход, основанный на оценке сформированности социально значимых бытовых навыков. Представлена разработанная автором анкета для оценки повседневных житейских навыков детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями

Липатова, О. Н. Изучение информационных запросов родителей детей с ОВЗ на этапе первичного педагогического сопровождения / О. Н. Липатова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 49-60.

В статье представлен обзор информационно-просветительских форм, используемых специалистами в педагогической практике, дано определение понятия «информирование». Подробно описан метод анкетирования и представлены результаты исследования. Определена потребность в вариативности информационно-педагогической поддержки родителей в структуре оказания помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом современных средств ее применения. Выявленные типы материнских запросов могут служить опорой для дифференцированного подбора необходимой информации в процессе сопровождения семьи и удовлетворять таким образом ее потребности в помощи ребенку, ожидаемой от специалистов.

Высшая школа

Лапп, Е. А. Проект модульной программы подготовки учителя-дефектолога (бакалавра) для работы с детьми с задержкой психического развития / Е. А. Лапп. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 61-73.

Автором представлены модули программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» к работе с детьми с задержкой психического развития. Описан допустимый формат вузовской подготовки учителя-дефектолога для работы с данной категорией детей на первой ступени вузовского образования. Определен рекомендуемый объем обязательного блока образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи