Библиограф советует...

22 июня 2021
Научно-методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (2021, № 3)

Уважаемые читатели, представляем вам новый номер научно–методического журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" № 3 за 2021 год.

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» предназначен для  ознакомление широкого круга читателей с современным состоянием и путями развития системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В № 3 представлены статьи, адресованные практикам, ра­ботающим с детьми с нарушениями слуха и речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллектуального развития.

Практика специального и инклюзивного образования

Зыкова, М. А. Формирование функциональной грамотности у обучающихся с нарушением слуха на уроках «Окружающий мир» / М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 4–12.

В статье рассматриваются вопросы интегрированного подхода к содержанию обучения детей с нарушением слуха и обеспечению методического ресурса для его реализации. В качестве приоритетного направления в педагогической деятельности учителя рассматривается формирование функциональной грамотности обучающегося, которая представляет собой интеграцию ключевых компетенций школьника. В статье приводятся примеры моделирования учебных задач на основе специального учебно–методического комплекта «Окружающий мир» для 3 класса.

Павицкая, Е. В. Школьное эковолонтерское объединение как средство экологического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Павицкая ; И. Г. Самусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 13–21.

В статье описан опыт создания и деятельности школьного эковолонтерского объединения «Зеленый патруль» на базе МБОУ «Наро–Фоминская школа для обучающихся с ОВЗ» (Московская область), приведены учебные планы I и II года обучения. Указаны основные методические аспекты деятельности объединения по экологическому воспитанию обучающихся с задержкой психического развития и с интеллектуальными нарушениями.

Акимова, Е. А. Материалы для лепки в продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: рекомендации по применению / Е. А. Акимова ; Д.А. Карпова; М.А. Астахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 22–30.

В статье представлены результаты исследования современных мате¬риалов для лепки в процессе продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: пластилин (классический и восковой), тесто (масса) для лепки и скульптурный пластилин. Изложены их преимущества и ограничения, сформулированы рекомендации по использованию с учетом возраста и особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что поможет специалистам и родителям правильно выбрать материал из имеющегося в продаже ассортимента.

Вильшанская, А. Д. Практические подходы к оценке достижений личностных результатов освоения АООП обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. Д. Вильшанская ; А. А. Еремина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 31–38.

В статье рассматриваются практические подходы к определению и оценке достижений личностных результатов обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые реализованы в ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» г. Москвы. Описываются требования к освоению личностных результатов при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.

Буряк, С. П. Формирование этнической толерантности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе изучения курса «Культура и традиции народов, проживающих в России» / С. П. Буряк ; Е. П. Канина; Т. В. Максютенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 39–46.

В статье представлен опыт работы по проектированию и реализации курса внеурочной деятельности «Культура и традиции народов, проживающих в России», направленного на формирование этнической толерантности у младших школьников с легкой умственной отсталостью (2–3 классы). Приведены фрагменты планирования, учебно–дидактических и контрольно–измерительных материалов по данному курсу, успешно апробированных в практике работы КОУ «Нововаршавская адаптивная школа–интернат» (Омская обл.).

Дымкова, А. Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр (Часть 1) / А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 47–54.

В статье дается описание основных причин неполноценности формирования навыка чтения детей с общим недоразвитием речи, конкретизируются проблемы младших школьников на этапе перехода от звукобуквенной к слогоаналитической ступени чтения. Представлены примеры авторских дидактических игр, которые могут использоваться в практической работе с детьми с целью вовлечения их в процесс чтения, повышения мотивации к логопедическим занятиям и, собственно, формирования первоначальных навыков чтения. Теоретико–методологической базой представленного материала выступают научные исследования в области изучения, профилактики и коррекции нарушений чтения, а также общедидактические приемы обучения.

Технологии диагностики и коррекции

Голубович, С. М. Дислексия, нарушения сенсорной интеграции и синдром скотопической чувствительности (Часть 2) / С. М. Голубович ; С.М. Голубович; А.А. Дмитриев; В.Г. Колягина [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 55–61.

Статья посвящена проблеме специфических расстройств обучения. Во второй части статьи рассматриваются синдром скотопической чувствительности (синдром Ирлен), расстройства сенсорной обработки звуков, нарушения письма.

Цифровая образовательная среда

Яковлева, Г. В. Использование цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 62–68.

В статье рассматривается проблема применения цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ в следующих аспектах: цифровые технологии в процессе управления ДОУ; использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно–образовательном процессе; цифровая образовательная среда как условие развития актуальных родительских компетенций.

Система образования и семья: вопросы взаимодействия

Темаева, И. В. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в летний период: рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации / И. В. Темаева ; О.Н. Совенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 69–75.

В статье рассматривается сопровождение специалистами дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, в летний период. Даны практические рекомендации родителям, педагогам, специалистам, которые носят характер сочетанности с образовательными областями примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Новости

Денискина, В. З. К 80–летию Р.Н. Азаряна : в марте 2021 г. отметил свое 80–летие Роберт Николаевич Азарян – тифлопедагог, доктор педагогических наук, профессор педагогических наук / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – 76.

Статья посвящена Роберту Николаевичу Азаряну – тифлопедагогу, профессору педагогических наук, доктору педагогических наук, академику международной академии информатизации, заслуженному работнику физической культуры Армении.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru.



 Все записи