Библиограф советует...

20 мая 2021
Научно–методический журнал "Дефектология" (2021, №2)

Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию новый номер Научно–методического журнала «Дефектология» (2021, № 2).

Научно–методический журнал "Дефектология" адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого–медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Ресурсы семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ткачева, В. В. Этапы травмирования семьи ребенка с нарушениями развития / В.В. Ткачева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 3–13.

Статья посвящена проблемам изучения процесса психологического травмирования членов семьи ребенка с нарушением развития. Описаны этапы эмоционального травмирования членов семьи: первый этап «первичное» травмирование родителей – состояние шока; второй этап: травмирование других членов семьи, лонгизация травмирования, резкое изменение сложившегося жизненного стереотипа; третий этап: «вторичное» травмирование матери как посттравматическое стрессовое расстройство. Представлено описание психоэмоционального состояния не только родителей, но и других членов семьи.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Дудьев, В. П. Предупреждение отклонений в психомоторном и речевом развитии у детей младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС в процессе комплексного сопровождения / В. П. Дудьев. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 14–22.

В статье, на основе результатов проведенного исследования, представлены направления и содержание коррекционно–развивающей работы по предупреждению отклонений в двигательном и речевом развитии у детей младенческого возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы (ППЦНС). Исследованием были охвачены дети указанной категории, у которых были выявлены особенности моторного и речевого развития. Полученные результаты легли в основу определения и реализации средств коррекционно–стимулирующего характера, применение которых способствовало положительной динамике в состоянии моторных и речевых функций у исследуемых детей.

Скляднева, В. М. Состояние зрительных реакций у детей первого полугодия жизни с офтальмологическими заболеваниями / В. М. Скляднева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 23–30.

В статье представлены результаты оценки зрительных реакций у младенцев первого полугодия жизни с различными офтальмологическими заболеваниями. Описана процедура психолого–педагогического обследования, особенности поведения младенцев, психолого–педагогические критерии степени зрелости зрительных ориентировочных реакций, их качественная характеристика и варианты развития. По результатам проведенного обследования установлена взаимосвязь интенсивности воздействия визуального стимула, качества зрительных реакций и характера офтальмологических заболеваний, а также возможность регистрации «зоны ближайшего развития» с помощью стимулов высокой интенсивности.

Специальная психология: исследования и практика

Инденбаум, Е. Л. К вопросу о мониторинге личностных результатов образования школьников с задержкой психического развития. Сообщение 1 / Е. Л. Инденбаум. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 31–39.

Статья продолжает публикации по проблемам разработки оценочных средств и организации мониторинга становления сферы жизненной компетенции для обучающихся с ОВЗ. Рассматриваются проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития на ступени основного общего образования. Предлагаются перечни индикаторов (дескрипторов), позволяющих контролировать становление определенных личностных результатов. Большинство дескрипторов содержит критериальную оценку, базирующуюся на данных, представленных в отечественной научной литературе и полученных в собственных исследованиях. Они потенциально применимы и для других категорий обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование, но с учетом специфических особенностей каждой категории.

Вильшанская, А. Д. Определение достижения личностных результатов обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. Д. Вильшанская ; А.А. Еремина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 40–46.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с поиском подходов к определению личностных результатов обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, обоснованы периоды становления личностных результатов при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
Высшая школа

Кроткова, А. В. Психолого–педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Сообщение 2 / А. В. Кроткова ; И.Н. Нурлыгаянов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 47–55.

В статье продолжен анализ проблемы внедрения дистанционных технологий в теорию и практику подготовки учителей–дефектологов, а именно – в формирование универсальных компетенций, обеспечивающих личностный рост и самореализацию обучающихся. В ходе исследования были выявлены различия в характеристиках и эмпирической (факторной) структуре трудностей, возникающих при получении дистанционного образования у разных групп обучающихся.

Коррекционная педагогика дошкольного возраста

Дроздова, Н. В. Изучение предложно–падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова ; В.Д. Ладейко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 56–65.

В статье представлены результаты экспериментального изучения предложно–падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в контексте компетентностного подхода, определены уровни их сформированности. Выделены общие и специфические характеристики понимания и употребления предложно–падежных конструкций у детей с разными вариантами общего недоразвития речи (неосложненным вариантом; осложнённым вариантом; моторной алалией).

Среднее профессиональное образование

Сорокоумова, С. Н. Модели организации конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ / С. Н. Сорокоумова ; В. В. Мануйлова. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 66–75.

В статье рассмотрены ключевые аспекты организации конкурсов профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе среднего профессионального образования. Раскрываются результаты изучения моделей организации и проведения подобных конкурсов в субъектах Российской Федерации. Проанализированы данные об их участниках, включающие информацию о нозологиях, о применении адаптированных образовательных программ, о наличии специалистов, обеспечивающих процессы обучения и сопровождения обучающихся в образовательных организациях, о подготовке преподавателей к работе с разными категориями обучающихся.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи