Библиограф советует...

22 марта 2021
Научно-методический журнал «Дефектология» (2021, № 1)

Научно-методический журнал «Дефектология» (2021, № 1).

Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов. Публикуемые в нем материалы отражают  результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

1-й номер журнала "Дефектология" за 2021 год содержит в себе 8 статей, которые развиты на 4 рубрики.

История, теория и методология специальной педагогики

Назарова, Н. М. Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм / Н. М. Назарова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 3-14.

В статье анализируется феномен изменения и обогащения научной парадигмы специальной педагогики как совокупности фундаментальных научных теорий, ценностных установок и норм. В статье рассматриваются процесс исторической смены научных парадигм специальной педагогики, закономерности этого процесса, анализируется структура формирующейся новой, социокультурной парадигмы. Показано, что наряду с обновлением структурных компонентов научной парадигмы, в новую парадигму включаются элементы предыдущей, ставшие классикой. Включение новых структурных элементов обусловлено развитием философской мысли, научных знаний, экономическими, политическими, идеологическими и иными глобальными процессами, происходящими в мире. Анализируются теоретические позиции аксиологии, экологии жизни человека, системного и деятельностного подходов, синергетики и синергетического подхода и некоторые другие. Показана реализация идей конструктивизма как комплекса методологических подходов в современных процессах развития специального образования. Утверждается, что процесс смены научных парадигм в специальной педагогике ведет к обновлению и обогащению ее методологии с появлением новых перспектив и новых возможностей для научных исследований.

Специальная психология: исследования и практика

Константинова, И. С. Сенсорная интеграция в помощи ребенку с аутизмом / И. С. Константинова ; О. С. Никольская. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 15-26.

Статья посвящена известному коррекционному подходу, направленному на помощь ребенку в развитии сенсорной интеграции – процесса упорядочивания ощущений, формирования сенсорного опыта взаимодействия со средой и использования его в решении новых задач. Представлены взгляды его создателей на процесс и этапы развития сенсорной интеграции в нормальном онтогенезе, возможные дисфункции и их отрицательное влияние на обучение и социализацию ребенка, организация и методы коррекционной работы. Обсуждаются возможности использования подхода при РАС, специфика занятий с таким ребенком, связанная как с особенностями развития его сенсорной сферы, так и с другими аспектами нарушений – поведенческими и эмоциональными трудностями.

Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с легкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: оценка прогнозирования проблем создания семьи, семейной жизни и воспитания. Сообщение 3 / Е. А. Стебляк. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 27-37.

В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования умственно отсталых обучающихся – способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Рассматриваются средства оценки параметра прогнозирования проблем создания семьи, семейной жизни и воспитания детей. Предлагается диагностический лист, критерии и показатели оценки, разработанные с учетом данных эмпирического исследования соответствующих представлений подростков с умственной отсталостью. Рассматриваются типические особенности и примеры выполнения диагностического задания; данные о возрастной динамике прогнозирования в условиях отсутствия целенаправленного дискурсивного воздействия.

Кузьмина, Т. И. Специфика сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Сообщение 2 / Т. И. Кузьмина. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 38-48.

В статье представлена вторая часть исследования специфики сетевого взаимодействия и сетевых рисков личности подростков и юношей с ограниченными возможностями здоровья. Предпринятая попытка изучения их сетевого взаимодействия с помощью стандартизированных самоотчетов унифицирует процедуру получения данных с участием представителей разных нозологических групп в сравнении с группами респондентов с нормативным развитием.

Беркун, А. В. Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. Сообщение 1 / А. В. Беркун ; Е. Р. Баенская. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 49–57.

Представленный обзор диагностического инструментария существует в мировой практике для выявления наиболее ранних признаков детского аутизма. Рассматриваются анкеты и опросники, применяемые для диагностики формирующихся расстройств аутистического спектра (РАС) в младенческий период. Дается краткая характеристика этих методик обследования, анализируются возможности их использования: достоинства и ограничения.

Шумская, Н. А. Защитные механизмы матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Н. А. Шумская ; Е.Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - 58-67.

В статье представлены результаты исследования выраженности преобладающих видов защитных механизмов у матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На основании полученных результатов установлена наибольшая распространенность таких защитных механизмов, как проекция, замещение, регрессия. Анализируется связь между типами защитных механизмов и чертами личности испытуемых.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями

Королева, И. В. Развитие комплексной системы ранней помощи детям с нарушением слуха в Санкт-Петербурге / И. В. Королева ; Г. Ш. Туфатулин; М.С. Коркунова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - 67–77.

В статье представлен анализ состояния системы ранней помощи детям с нарушением слуха в г. Санкт-Петербург с позиций комплексного медико-психолого-педагогического подхода и современного временнóго стандарта «1–3–6». Описана городская модель развития системы комплексной помощи детям с нарушением слуха раннего возраста, частью которой стали новые, в том числе дистанционные, формы работы с детьми и их семьями. Рассмотрены проблемы доступности и регулярности ранней помощи семьям, имеющим детей с нарушением слуха, их причины и пути преодоления.

Хроника, события, официальные материалы

Коробейников, И. А. Памяти Шкловского Виктора Марковича : о В. М. Шкловском, докторе психологических наук, профессоре, действительном члене РАО / И. А. Коробейников. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 1. - 78-80.

Статья посвящена Виктору Марковичу Тиктинскому-Шкловскому - доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО.

Если вас заинтересовал журнал, вы можете обратиться в Тифлоинформационный отдел Липецкой областной специальной библиотеки для слепых.

г. Липецк, ул. Елецкая, д. 69. Тел.: (4742) 27-22-67. E-mail: sl@lip48.ru



 Все записи