Библиограф советует...

6 августа 2020
«Что Спас припас!»

Добрый день! Сегодня беседа будет посвящена трем Спасам «Что Спас припас!»

Август – месяц праздников, которые издавна на Руси имеют особое значение. Если говорить о православной традиции, то эти праздники именуются так: происхождение Честных Древ Креста Господне (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и празднование в честь Нерукотворного Образа (29 августа). Ну, а в простонародье они именуются Спасами: Медовым, Яблочным, Ореховым.

На Родине – Медовый Спас.
В церквях – полным-полно народа,
И все, как водится у нас,
Толпятся с баночками меда.
Мальчишка пробует на вкус
Губами капли с крышки липкой…
И Сам Сладчайший Иисус
Глядит на все с улыбкой!

Первый Спас пахнет медом, и имя ему – Медовый. С этого дня пчелы перестают собирать нектар. Раньше по церковной традиции новый мед несли в церковь для освещения. Только с этого дня можно было есть мед нового урожая. С Медового Спаса начинается также и Успенский пост, который длится до 29 августа – до Орехового Спаса.

Спас – это Спаситель – это Иисус Христос. Медовый Спас - это самый первый летний августовский православный праздник в честь Спасителя и называется он еще Первым, Мокрым, Водным Спасом.

Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан  наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас.  После 988 года во всех городах,  селах   и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках, считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов.

В Медовый Спас принято покупать мед и святить его в церкви, чтобы получить  благословение не только для меда, но и для себя. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви, а вот мед прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса.  Вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Первый Спас - Лакомка». В Медовый Спас даже самый нищий и нуждающийся человек должен откушать свежего меда: «На первый Спас Медовый и нищий мед ест».

Второй Спас пахнет яблоками и наступает 19 августа. Однажды, гласит Евангелие, Иисус взошел на гору с тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине  её  Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо Его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же Его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности - Моисей и Илья, и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». То был  голос Бога  Отца.

Таков евангельский рассказ. В строгом соответствии с ним Преображение Господне называлось в народе Спасом на горе. Но еще чаще именовали его Спасом яблочным, потому что  к этому  времени поспевают яблоки. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал  сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причём на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку большим  людям: государевому  боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными  яблоками одаривал прочий народ.

Считается, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.

Традиция лакомиться на Преображение Господне освящёнными яблоками существовала повсеместно. Молодёжь при этом загадывала  желания и  мечта должна непременно исполниться.

После завершения Успенского поста и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый Спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь, или, коротко говоря, Нерукотворный Спас. Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не увидев. Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя. Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне. В последствие этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Праздник также   называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый Спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый». К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта. Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви. Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года. Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты. Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили обереги. Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза. Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях. Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что они способны и исцелить, и сил придать.
А еще третий Спас – хлебный: «Третий Спас хлеба припас»,  «Хорош  третий Спас – зимой будет квас».

После Спасов  начиналось молодое бабье лето. Приходила осень.

Наша беседа подошла к концу, удачи Вам, здоровья и легкого Успенского поста!

Источники:

Три Спаса в августе [Электронный ресурс] //  krugozorro.ru  [Сайт]. – Режим доступа : https: // krugozorro.ru/tri-spasa-avgusta/ . - (05.08.2020)

Ореховый Спас: история праздника и традиции [Электронный ресурс] //  dobro.pw [Сайт]. – Режим доступа : https://dobro.pw/orexovyj-spas-istoriya-prazdnika-i-tradicii/ . - (05.08.2020)



 Все записи