Библиограф советует...

11 марта 2020
Научно–методический журнал "Дефектология"

Журнал адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико–педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.

Журнал содержит несколько разделов.

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Бабкина, Н. В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития : сообщение 1 / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 3–17.

Проанализированы периоды становления и развития организационных форм и моделей специального образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) в нашей стране. Кратко обобщены результаты научно–исследовательских разработок, проводившихся в данной области на предшествующих этапах развития системы специального образования и не нашедших тогда широкого применения в связи со значительным опережением реальных запросов практики. Обсуждаются основные тенденции и направления совершенствования образования детей с ЗПР в свете реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Матасов, Ю. Т. Инклюзивный проект: пределы воплощения / Ю. Т. Матасов // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 18–24.

В статье обсуждаются проблемы, связанные с современным состоянием российского инклюзивного проекта. Выдвигаются причины противоречивого отношения к пределам его воплощения. Обращается внимание на несовместимость принципов, методических приемов и средств обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в особенности, детей с интеллектуальной недостаточностью) в условиях инклюзии. Обсуждаете? идея разумных пределов реализации инклюзивной формы обучения.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА

Поляков, А. М. Взаимодействие со сверстниками и развитие символической функции сознания у школьников с задержкой психического развития / А. М. Поляков // Дефектология. – 2020. – № 1. – 23–33.

В статье экспериментально обосновывается связь качества взаимодействия с умением понимать и использовать символы у школьников с задержкой психического развития (ЗПР). У них отмечается отставание и искажение в развитии символической функции и взаимодействия со сверстниками. Наблюдается редукция символа к его внешней форме и объектное отношение к сверстнику. Выявлены эффекты негативного влияния сотрудничества на уровень ответов детей и отсутствие сонастраивания с уровнем ответов партнера. Отмечается чувствительность к помощи и необходимость психологической коррекции сотрудничества со сверстниками посредством работы с символами. 

Сорокоумова, С. Н. Самосознание и поведенческие ориентации лиц с легкой умственной отсталостью / С. Н. Сорокоумова ; Т. И. Кузьмина // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 34–42.

В статье экспериментально обосновывается связь качества взаимодействия с умением понимать и использовать символы у школьников с задержкой психического развития (ЗПР). У них отмечается отставание и искажение в развитии символической функции и взаимодействия со сверстниками. Наблюдается редукция символа к его внешней форме и объектное отношение к сверстнику. Выявлены эффекты негативного влияния сотрудничества на уровень ответов детей и отсутствие сонастраивания с уровнем ответов партнера. Отмечается чувствительность к помощи и необходимость психологической коррекции сотрудничества со сверстниками посредством работы с символами.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Головчиц, Л. А. Самосознание и поведенческие ориентации лиц с легкой умственной отсталостью / Л. А. Головчиц ; Е. Л. Андреева ; Т. Ю. Сироткина // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 43–50.

Актуальной тематикой исследований в области специальной психологии является изучение личности субъектов с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, с умственной отсталостью. Именно лица данной категории (особенно, когда степень интеллектуального недоразвития невелика) являются группой риска возникновения асоциальных тенденций поведения даже при наличии воспитательной поддержки. В связи с выраженной потребностью таких лиц в педагогической, воспитательной и психологической поддержке в процессах социализации и интеграции в общество, целесообразно изучение нарративных аспектов самосознания в комплексе с потенциальными поведенческими ориентациями. 

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Дудьев, В. П. Особенности моторного и речевого развития детей младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС / В. П. Дудьев // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 51–59.

В статье представлены направления и результаты изучения состояния моторных функций и предречевых реакций у детей младенческого возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. Обоснованы актуальность обозначенной проблемы и цель исследования. Представлены выявленные особенности изучаемых линий развития детей, определены их уровни. Результаты исследования обеспечат определение средств коррекционно–стимулирующего характера с целью компенсации отклонений в состоянии моторных и речевых функций детей первых месяцев жизни в восстановительный период течения болезни. Использование этих средств в коррекционно–развивающей работе с этими детьми послужит предупреждению у них возможных в дальнейшем нарушений в психомоторном и речевом развитии.

Мещерякова, И. А. Взаимодействие ухаживающих взрослых в ситуациях кормления с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости / И. А. Мещерякова // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 60–67.

В статье проанализированы и представлены феномены, характеризующие взаимодействие ухаживающих взрослых в ситуациях кормления с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости. Показано, что отсутствие личностно–ориентированных обращений и формальность взаимодействия с такими детьми создают условия, при которых невозможно развитие у них элементарной коммуникации с окружающим социальным миром.

Грудничева, С. И. Взаимодействие воспитателей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости в процессе выполнения режимных бытовых действий / С. И. Грудничева // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 69–74.

В статье представлены результаты исследования общения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости и ухаживающих за ними взрослых в режимных моментах – одевании на прогулку и раздевании после нее. Анализ взаимодействия взрослых и детей в ситуациях ухода показал отсутствие интереса, доброжелательного внимания и личностного отношения к детям со стороны ухаживающих за ними взрослых.



 Все записи